Сельский Uber

 
Монополии жадных и ленивых маршрутчиков приходит конец.

 

Жители районов республики устали терпеть плохо организованную систему междугородних пассажирских перевозок. Вместо того, чтобы молча сносить произвол перевозчиков или жаловаться властям на нелегкую долю, сельчане организовали собственный сервис - поездки комфортным и не дорогим  попутным транспортом. При этом найти машину можно в интернете. 

Сегодня практически в каждом районе существует группа Вконтакте, посвященная этой теме. Сперва объявления о поиске  попутчиков или машин жители районов оставляли в своих наиболее популярных пабликах. Однако, когда стало понятно, что это не разовые объявления, а целый зарождающийся рынок услуг, открылись и специализированные группы, где также можно оставлять отзывы о поездках с тем или иным водителем. «Автостоп Тунка», «Автостопом до Кижинги», «Автостопом до Загустая» и другие.

Через эти группы можно быстро и легко найти попутчика или машину, причем по цене, ниже, чем у официальных перевозчиков. Да и сравнивать поездку на легковом автомобиле с маршруткой или автобусом нельзя. Одно страшно - не знаешь на кого нарвешься. Однако, за то время, сколько существует автостоп в Бурятии, ни одного преступления против личности не было. Наверное потому, что в районах и селах все друг друга знают, да и едут не в одиночку. Для владельцев машин такой заработок неплохой способ оправдать бензин и обед в пути, кроме того, ехать одному не скучно.

Не от хорошей жизни

Если посмотреть внимательно на эти группы в интернете, то становится понятно, что автостопом пользуются жители из труднодоступных сел, где нет муниципального транспорта, или он плохо ходит. Есть ощущение, что за последние 15 лет бурятские власти вообще «забили» на транспортную доступность районов, отдав эту сферу на откуп коррумпированных чиновников и криминальных элементов, которые диктуют свои условия.

Практически вся Бурятия, за исключением северных районов связана с Улан-Удэ. Это единственный на сегодня региональный центр. Получить справку, пройти обследование, решить важное дело. Все это надо делать в Городе, единственном в республике. А альтернативы автомобильному транспорту практически нет. Самолеты летают только на север и то с большими проблемами.  Поэтому сфера междугородних перевозок Бурятии - это золотая жила, на которой живут не самые чистоплотные граждане. Поэтому в ней так часты разборки, раздел сфер влияния и т.д.

Но если районные центры худо - бедно с городом связаны, то сообщение между селами во многих районах просто отсутствует, как и внутри поселений. Его просто нет и это давно никого не волнует. Например, в Таксимо, который имеет протяженность более 7 километров, ездят только такси. Так, разовая поездка по поселку  обойдется в 50-100 рублей. А в Джидинском районе нет и этого. Все потому, что в перевозках между селами нет большой выгоды. У большинства работоспособных граждан есть свои автомобили, а со старушек много не соберешь. Именно они, а также инвалиды и неимущие граждане страдают от транспортной разрухи больше всего.

Предпосылки транспортной революции

В Тункинском районе работают два крупных перевозчика. Оба в течение нескольких лет ведут ожесточенные бои за пассажиров и прибыль. При этом сами пассажиры не только не выигрывают от этого, но и становятся невольными жертвами «разборок маршрутчиков».

- Ездить на маршрутках очень сложно. Во-первых, трудности связаны с заполняемостью. Приходится заранее покупать билет, ждать очереди, потом путь не ближний до Улан-Удэ, например. В пыльной, душной маршрутке с 16-ю пассажирами очень тяжело ехать, - говорят местные жители.

Большие и просторные автобусы в этом бизнесе вообще артефакт из комфортного прошлого. Та же ситуация в Заиграевским районом Бурятии, где транспортное сообщение вообще организовано не ко всем селам.

- Трудно доехать от Горхона до Заиграево, в селах, что ближе к Горхону, вообще без личной машины никуда. А не доезжают до нас маршрутки потому что дорога плохая, на ремонт больше уйдет денег, чем на пассажирах заработают, - говорят жители Горхона.

Сообщение с Новоильинском вообще происходит по методу, как договоришься. Ездит всего пару раз в день автобус из Улан-Удэ, расписания на него нет, билет нужно доставать через знакомых.

В Онохое неплохо организована перевозка пассажиров, но и здесь жители не раз становились заложниками ситуации. Например, когда пару лет назад в зимние месяцы маршрутчики пытались бастовать и некоторые отказывались выходить на маршрут из-за того, что совет депутатов решил пока не повышать стоимость проезда. Пассажирам пришлось ловить попутку на трассе.

Та же история с Кижингой. По словам местных жителей, многострадальная Кижинга часто оказывается не у дел. Здесь те же проблемы с дорогами – местами гравий, местами недостроенная, неотремонтированная и изношенная. Протяженность огромная от крупных центров Заиграево и Улан-Удэ. Многим деревням вообще приходится обходиться только личными автомобилями жителей. Маршрутчики не раз пытались привлечь внимание властей к проблеме дорог, из-за которых, якобы, не могут доехать до отдаленных деревень. Но проблема не решается.

Даже в районах, где с транспортом на первый взгляд проблем нет, для жителей перемещение на общественном транспорте – тяжелое испытание.

К таковым относится Кабанский район. Здесь по данным транспортного отдела местной администрации, перевозку пассажиров внутри района осуществляют целых 4 предпринимателя. Маршруты от Посольска до Кабанска, от Выдрино до Кабанска, из Кабанска в Оймур и маршруты до Улан-Удэ.

Жители Выдрино говорят, что раньше с поездками проблем не было, ведь ходила электричка по расписанию и большой заполняемостью. Теперь остались только маршрутки, которые ходят лишь 1-2 раза в день – рано утром и вечером. Попасть на рейс можно только по записи и то это не гарантирует место в автобусе. Основная жизнь сосредоточена в Кабанске – районном центре, здесь же рабочие места, но ездить на работу при таком положении дел просто невозможно.

Многие ездят на работу  из Посольска, который от Кабанска удален на 60 километров. Правда, последний и единственный автобус здесь уходит в 17.20 вечера. Рабочий день до 18-19 часов.

- Не раз было такое, что приезжает автобус на конечную в Кабанск, видит водитель, что собралось только 10 пассажиров, а его заполняемость 30. Он разворачивается и уезжает, говорит не повезу так мало людей, не выгодно. И добирайся, как хочешь, - говорит местная жительница Татьяна.

Маршрутчики останутся  без хлеба

Но не бывает худа без добра. проведенная в свое время компанией Ростелеком политика охвата интернетом даже самых маленьких сел принесла свои плоды.

Пассажирам нравится поиск попутного транспорта за то, что доехать до нужного места не только на машине, которую сам выбираешь, но и по времени, которое тебе удобно. Нет очередей, грубых водителей и споров. К тому же оплата у попуток ниже, чем по тарифу.

Водители, предлагающие свои услуги, тоже в восторге.

- Это удобно. Нужно мне поехать за тридевять земель на личном автомобиле. Бензин сейчас дорогой, едешь пустой. Конечно, хочется дорогу как-то оправдать. Взять попутчика – это неплохая возможность не ездить бесплатно. Дорога точно окупается, да и хорошо, если компания подбирается приятная, - говорит Алексей, который часто занимается поиском попутчиков в интернете.

Не пугает пассажиров даже опасность нарваться на неадекватных людей. Например, есть опасность, что человек, согласившийся подвезти, может оказаться грабителем или маньяком. Угроза существует не только для одиноких девушек с детьми, но и для мужчин, которые могут стать жертвой разбоя.

Но все нипочем, если попутка- единственный способ вообще добраться куда-либо.

Маршрутчики же о таком автостопе даже не слышали. Большинство сказали «Централке», что если и есть такой способ, то эти подвозчики крадут у них хлеб.

- Мы и так не можем набраться. В районах трудно заниматься перевозками людей. Выгоды нет. На ремонт и бензин денег уходит больше, чем получаем. Тарифы администрации районные не разрешают повышать. Поэтому наше расписание – это по мере наполняемости, а не час в час. Те, кого обязали по часам ходить полупустые ездят, бросают эту работу, -говорит водитель маршрутного микроавтобуса Алексей.

 

Татьяна Иванова, «Газета Центральная»