Знак смерти?

 
На берегу Байкала появится отель в виде черепа огромного мамонта, с бивнями высотой до 100 метров.
 

Дизайн и идея проекта принадлежит известному «бурятскому» скульптору Даши Намдакову. Отель планируется построить в Байкальской гавани. Данное архитектурное сооружение должно стать флагманом возрождения бурятского туризма и в дальнейшем превратиться в визитную карточку региона.

- Резиденты «Байкальской гавани» на встрече подтвердили намерение строить новые гостиницы. Но туристам интересны не просто отели, многие хотят местного колорита, а это этноотели, такие проекты тоже есть. Мы недавно презентовали в Москве проект нашего скульптора Даши Намдакова — это большое здание, выполненное в виде мамонта. Предполагается построить его на берегу озера, - рассказал в интервью ТАСС Алексей Цыденов.

Бурятия не оценила 

Впервые об этом проекте стало известно в 2012 году.  Сперва Даши Намдаков представил его в Бурятии, но не как отель, а как международный культурный центр. Скульптор ушел от традиционных форм и решил изобразить культурный центр в виде гигантского черепа мамонта с бивнями, частично погруженными в Байкал. Оригинальная форма архитектурного объекта выбрана неслучайно, она отражает древность самого Байкала и его уникальную историю.

По задумке скульптора именно участок Байкальской Гавани возле Горячинска является наиболее удобным для расположения культурного центра.

По проекту Байкальский международный культурный центр должен был включать в себя музей современного искусства с постоянными экспозициями художников и скульпторов России. Задумывалось расположить там отдел «Археология Байкальской Азии» для экспозиции коллекций Русского географического общества и выставок-отчетов научных региональных экспедиций РАН и государственных музеев, а также  «Парк скульптур» под открытым небом, созданный на базе работы международной Биеннале как регулярной выставки с проведением мастер-класса звезд мирового искусства. Кроме того, на территории центра должен был быть расположен конференц-зал и летний театр.

Большие площади планировалось отвести под творческие мастерские: учебную мастерскую скульптуры  для гостей, производственные литейные и кузнечные мастерские, мастерские для художественной обработки дерева, камня, кожи и другие.

Однако, в Бурятии тогда проект отклонили. Не только из-за колоссальной стоимости в 1,5 миллиарда рублей, но и из-за невозможности предоставить в рамках турзоны такой большой участок.

Много позже, в 2015 году, в одном из интервью газете Информ Полис Даши Намдаков намекнул, что в Бурятии, в отличии от других регионов России и даже стран, очень сложно что - либо «поставить». Художник также обозначил свои не очень теплые отношения с властями периода Наговицына.

- Во-первых, сейчас я успокоился. Раньше я очень сильно хотел здесь что-то поставить. Ратовал за то, чтобы договориться с властями. Сейчас я уже об этом не думаю. Хотелось бы в Бурятии что-то сделать все-таки, но это же должно происходить в дружбе с людьми, которые здесь правят, - сказал Даши.

Блуждающий проект

Не долго думая, скульптор обратился к властям Иркутской области, чтобы построить культурный центр на противоположном берегу Байкала. Сергей Ерощенко идею художника поддержал.

- Я думаю, что нам нужно на Байкале нечто уникальное, что может иметь взрывную волну в хорошем смысле. Некий артефакт, который будет уникальным объектом. Губернатору нравится эта идея, и я думаю, что любому хозяйственнику это должно понравиться, любому здравомыслящему хозяину, скажем так, - говорил тогда скульптор.

Однако, дальше обсуждения проект не пошел. Но скульптор не унывал. Идея центра понравилась президенту Русского географического общества, министру обороны России Сергею Шойгу. Он принял в проекте самое деятельное участие и даже обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой поддержать проект и поручить минкульту выделить для реализации проекта необходимые средства. Однако, минкульт оказался не заинтересован в этом.

В 2016 году проект «всплыл» уже в Подмосковье. Его планировалось построить в рамках этнопарка «Самая красивая страна». Для этого, проект был презентован лично Путину, а известный предприниматель Зоригто Саханов упрекнул бурятские власти в том, что они проигнорировали предложение скульптора и не оценили его грандиозности, в отличии от первых лиц страны. Однако, и подмосковная история для «мамонта» ничем не закончилась.

Вернулся на родину

В Бурятии о проекте вновь заговорили в 2017 году, когда в республике поменялась власть и к управлению пришел временно исполняющий обязанности главы Алексей Цыденов, у которого сложились весьма теплые отношения с Даши Намдаковым.

Одним из первых дел в Бурятии для врио стало посещение улан-удэнской мастерской Намдакова «Лотос», где сейчас изготавливается скульптура «Хранитель Байкала», которую в скором времени установят на Ольхоне. Вдохновившись монументальностью форм, Цыденов тут же предложил установить нечто подобное в Бурятии. Очевидно, что Намдаков не упустил возможности упомянуть о своем давнем проекте.

Но если с властями у Даши Намдакова на этот раз все хорошо, то население, мягко говоря, идею скульптора не поняло. Если в Улан-Удэ череп мамонта многим навевает сакральный ужас, то что говорить о жителях деревень, где собираются установить этот отель?

Работы Даши, безусловно, высокое монументальное искусство, хорошо принимаемое во всем мире. Однако, шаманские традиции, которые Намдаков вплетает в каждую из своих скульптур, многим традиционалистам напоминает дьявольщину.

Страх язычества

Так, например, искусство Намдакова получило мощный общественный и религиозный отпор в Татарстане. Скульптура “Хранительница» в виде лысой кошки в хищном оскале  не понравилась мусульманам. Изначально ее хотели установить в Болгаре, буквально на родине российского ислама. Однако, позже передумали из-за широкого общественного протеста. Скульптура, отлитая в Италии, отправилась в Лондон. В 2017 году власти Татарстана объявили, что установят в Казани памятник матери, предполагается, что этим памятников и станет “Хранительница» Намдакова.

Это не первый объект, установленный Намдаковым в столице Татарстана и далеко не последний, подвергающийся критике. Недавно жители Казани написали петицию с требованием снести скульптуры в виде еще одной хищной кошки с  детенышами возле Дворца бракосочетаний.

- По легенде об основании города Казань эти дьявольские существа принесли много зла жителям города, которые смогли вообще заселиться только после полного истребления этих тварей. И зачем ставить символом герба, да ещё украшать их статуями храм скрепления союза двух любящих сердец, - пишет автор петиции Резеда Сафина.

Не менее резонансной получилось история со скульптурой «Хранитель Байкала» – совместным авторским проектом арт-фонда Даши Намдакова в Москве и иркутской галереи Виктора Бронштейна. Жители Ольхона посчитали, что скульптура безрадостна и навевает только печальные мысли. Кроме того, по их мнению, на Ольхоне, который издавна считается “местом силы», ничего лишнего быть не должно.

Мамонт раздора

Новый «мамонт» Намдакова обещает стать самым спорным проектом художника. По замыслу создателя “череп» мамонта символизирует древность озера, однако, многие уже рассмотрели в нем знак смерти.

Кроме того, остаются вопросы к технической и финансовой реализации проекта. Если в 2012 году проект оценивался в 1,5 миллиарда рублей, то сейчас даже трудно назвать его стоимость, зная, что многие материалы для своих скульптур Намдаков покупает за рубежом. Потянет ли такое небогатый бюджет Бурятии?

В республике, да и вообще в России подобные проекты никогда не строили. Для реализации задуманного будут нужны высококлассные инженеры и архитекторы, да и вообще совершенно новый подход к строительству.

- Насмешили конечно, какие 100 метров. Как всегда, сначала сократят высоту до 50, потом до 25. Начнут строить, поймут, что техническая реализация проекта в данном виде невозможна, будет мешать отсутствие строительной инфраструктуры. Как начнут строить, часть попилят, часть не освоят. На выходе получится обычная «хрущевка» с парочкой рогов на крыше, - говорит архитектор Елена Гольмгрейн

 

Владимир Базов, «Центральная газета»