Такси в Бурятии: трансфер в один конец

 

В связи с участившимися нападениями на таксистов водители ищут способы обезопасить свою жизнь и имущество.

 

Всем известно, что работа частным извозом не самая безопасная. Тем не менее, с приходом кризиса, все больше людей, далеких от реалий улицы: студентов, офисных клерков, оставшихся без работы, и т.д., идут в таксисты. В последнее время нападения на таксистов участились настолько, что последним впору серьезно задуматься над своей безопасностью

Одно из последних громких нападений закончилось смертью. Водитель был зарезан в районе «Фабрики кино» пассажирами из Заиграевского района. 28 апреля, в день похорон коллеги, таксисты одной из служб проехали организованной колонной с включенными аварийками по городу, таким образом они почтили его память. 

Как говорят сами водители, мотив таких преступлений, в большинстве своем, довольно прост — нежелание пассажиров расплачиваться за поездку. Но может быть и таким: «просто не вышел лицом», «не такую музыку в салоне поставил», «пассажиру просто нужно выпустить пар» и многое другое. Профессия с каждым днем становится одной из самых опасных.

Во многих странах, например в Китае, таксисты отделены от пассажиров решеткой или прозрачной перегородкой с прорезью для передачи денег. В этом случае, по крайней мере, можно не бояться нападения «удавкой». Однако, этот вид «защиты» у нас в Улан-Удэ, возможно, никогда не появится. Ведь почти во всех такси: и легальных, и «теневых» работают водители на своих личных автомобилях.

- А кто захочет портить свою машину? Ее потом и не продашь никому, - говорит владелец одной из служб такси Улан-Удэ. - Раньше вот ездили в рацией. Да, было удобно. Например, если что-то случалось, то водителю стоило прокричать, например, «33», это на «зашифрованном языке» означало место происшествия. Туда незамедлительно выезжали все коллеги, даже со своими пассажирами. Мы в основном работаем с юридическими лицами, и пока, тьфу-тьфу, страшных случаев не было. Но все же, думаю, что какие-то вещи для самообороны, будь - то хоть отвертка, водители все же носят с собой.

Раньше в такси трудились одни профессионалы, люди, прекрасно умеющие ездить. Сейчас на рынке такси Улан-Удэ сложилась следующая ситуация: экономический кризис сказался, теперь за рулем можно встретить и менеджера, которого сократили на работе, и студента, только получившего водительские права и подрабатывающего вечерами. В этом случае речь о профессионализме, увы, идти не может. Пока водитель будет пытаться следить за дорогой, думать об адресе клиента, у последнего легко может зародится «плохая идея».

Именно для «начинающих таксистов» небольшие советы от водителя многолетним стажем, который представился Эрдэмом.

- По собственному опыту, скажу, что да, неадекватных пассажиров море. Пытались однажды ремнем безопасности задушить, с тех пор я как-то даже и не пристегиваюсь. Недавно с коллегами разговаривали, многие сейчас боятся брать заказы на Верхнюю Березовку. Вернешься оттуда или нет, уже вопрос. Какой-то трансфер в одну сторону получается, - говорит Эрдэм. - Ну, а такситы должны понимать, что существуют «пассивные» и «активные» меры безопасти. К первым относятся заблокированная левая задняя дверь. Это обязательно. Если пассажир начнет душить сзади, то у него автоматически нет пространства для того, чтобы выйти из машины и посильнее надавить удавкой. А также вашу жизнь может спасти съемный подголовник. Ну и «активные» меры -  это электрошокеры, газовые баллончики.

Держать в машинах различного рода оружия и дубины Эрдэм не советует:

- Потом придется самому же отвечать перед правоохранительными органами за законность содержания таких вещей в машинах. В случае серьезной «разборки» и обычный кухонный нож или домашний молоток могут привести в ужас нападающего.

Наиболее частыми жертвами нападений становятся обычные «бомбилы» - таксисты «сами по себе», которые сами же и ищут клиентов.

- Ну не берите вы кого попало, - призывает Эрдэм. - Даже таксисты с заботливыми диспетчерами, которые могут по первому же сигналу вызвать полицию, наступают на одни и те же грабли, когда берут клиентов «с бордюра». Из-за жадности.

На форумах таксистов в интернете часто можно услышать универсальные советы бывалых таксистов. Например, многие считают, что нужно брать деньги вперед, особенно, если клиент «с улицы». Также, например, в вечернее время не брать более одной особи мужского пола и при этом проводить жесткий фейсконтроль на алкоголь  и наркотики. Кроме этого, опытные водители заявляют, что с годами вырабатывается уже какое-то подсознательное чувство, интуиция, какого клиента брать, а кого не надо ни в коем случае.

- «Лучше потерять небольшую прибыль, чем автомобиль, здоровье и жизнь», - советуют водители.

На YouTube также можно найти видеоинструкции для таксистов о том, как избавиться от удавки, как рассадить правильно пассажиров  и т.д.

 

 

Сурана Ринчинова, «Республика»

Фото Данила Батлаева