Шутка на миллион

 
Глава Бурятии Алексей Цыденов решил повторить ошибку Дмитрия Медведева и оскорбить учителей.

 

Фраза экс- премьера «Это ваш выбор. Хотите денег - идите в бизнес» чуть менее культовая, чем «Денег нет, но вы держитесь», но не менее значимая в плане понимания того, как власть относится к бюджетникам, в частности к педагогам. На днях глава Бурятии Алексей Цыденов другой, не менее оскорбительной для учителей фразой, выразил свое отношение к их труду.

Преподаватель математики из Северобайкальска Цыремпил Доржиев на открытой встрече с главой задал вопрос или скорее высказал претензию, касающуюся исполнения майских указов президента. В частности Доржиев указал Цыденову на то, что показатели по майским указам выполняются за счет увеличения нагрузки на преподавателей. Чтобы получать зарплату сопоставимую со средней заработной платой в республике, бурятским педагогам нужно брать несколько ставок. Например, чтобы получать 34 тысячи, Цыремпилу Доржиеву необходимо работать по 40 часов, это две с лишним ставки.

На что Алексей Цыденов предложил поделиться с Доржиевым часами. Оказывается, глава как-то посчитал собственные рабочие часы и их оказалось ни много ни мало 350 в месяц. По существу же претензии глава отрезал - «мы ищем возможность повысить».

За этим коротким диалогом на самом деле большая драма. Учителя по всей стране жалуются на высокую нагрузку, низкие оклады и несправедливую систему распределения надбавок. Так как финансирование школ находится в ведении местных и региональных властей, учителя Бурятии более года назад написали открытое письмо на имя Цыденова с просьбой заняться проблемой и найти деньги. В министерстве образования тогда пообещали заняться этим в течение первого полугодия 2019 года. Но, судя по всему, так и не нашли на это время или денег.

Вышеупомянутый преподаватель математики Цыремпил Доржиев как активный член педагогического сообщества Бурятии не только не поддержал открытое письмо, но пошел дальше и задал вопрос на прямой линии с президентом Путиным. Судя по всему, Цыденову приходилось и раньше общаться с Доржиевым на эту тему, в резком ответе Цыденова присутствовал личный момент, момент раздраженного человека, уставшего повторять одно и то же.

При других условиях Цыденова можно было бы понять и даже пожалеть. Действительно, проблема сложная для всей страны, а для Бурятии, как дотационного и небогатого региона тем более. Если бы только Цыденов не начал сравнивать собственную продуктивность с продуктивностью педагога, учитывая огромную разницу в доходах. Напомню, что зарплата главы Бурятии составляет около полумиллиона рублей в месяц, не считая различных льгот и преференций (бесплатное медицинское обслуживание в платных клиниках, круглосуточная охрана семьи, служебный транспорт, служебное жилье и многое другое).

Кроме того, выяснилось, что Алексей Цыденов совершенно не понимает систему оплаты труда педагогов. 40 часов Доржиева против своих 350 на первый взгляд показались главе Бурятии мизерными, близкими к тунеядству, на что он опрометчиво предложил «отсыпать», так как ничего другого в этой ситуации он решить не может.

Однако, как уже потом посчитали более сведущие люди, 40 часов северобайкальский педагог вырабатывает в неделю и это только непосредственно сами уроки, то есть часы нормированные. На каждый нормированный час приходится как минимум один ненормированный (проверка тетрадей, классное руководство, тестирование, анкетирование, инструктаж, педсоветы и т.д.).

Депутат Народного Хурала, педагог и в прошлом директор школы Оксана Бухольцева насчитала У Цыремпила Доржиева нагрузку в 354 часа в месяц. То есть еще неясно кто кому может «отсыпать» часов.

Уже сильно позже пиарщики Цыденова попытались перевести слова главы в шутку, но маховик учительского возмущения уже был запущен. Кто знает, как это аукнется молодому технократу в преддверии главного голосования страны за последние 20 лет.

И Цыденова и Медведева в этой ситуации с педагогами роднит одно - потребительское отношение. Слишком долго эти бюджетники были послушными исполнителями воли властей, с маленькими зарплатами, зависимые от милости и прихоти даже самого незначительного чиновника. Однако, не стоит недооценивать их гнев и возможности сорвать любой политический проект. Что обязательно случится, если подобные высказывания примут систематический характер.

 

Евгения Балтатарова, «Республика»