Улан-Удэ купеческий

 

Почему в столице Бурятии бизнес развивается не так хорошо и быстро как мог бы.

 

Экономический кризис вряд ли сильно повлиял на уровень деловой активности в Улан-Удэ. В этом плане столица республики достаточно устойчива. Однако равнодушие властей к собственному хозяйству, отсутствие стимулирования и бизнес- концепций приводит к тому, что предпринимательство стоит на месте.

Улан-Удэ - уникальный город, сосредоточивший в себе сразу все возможные центры республики: финансовый, культурный, производственный и т.д. Понятно, что в этом городе просто не может не кипеть жизнь, поэтому столь востребованы не только магазины и общепит, но и разные развлечения. У города огромный потенциал в плане бизнеса, который мог бы наполнять не только собственную казну, но и стимулировать близлежащие районы. Почему этого не происходит в материале «Централки».

Нужна стратегия

Часто улан-удэнские девелоперы бодро отчитываются о чрезвычайной насыщенности столицы торговыми центрами, их на душу населения у нас больше, чем в среднем по стране. Однако, как опять же говорят специалисты, не все торговые центры у нас надлежащего качества.

Происходит это потому, что в Улан-Удэ совершенно не ведется инфраструктурная политика в отношении бизнеса. Торговые площадки и «трафиковые» зоны появляются стихийно, точечно и в большом удалении друг от друга.   

В последний раз город вложился в предпринимательскую инфраструктуру  в 2004 году, когда улица Ленина стала пешеходным бурятским Арбатом. То есть более 10 лет назад. Создав необходимую инфраструктуру, тогдашние чиновники мэрии смогли упорядочить и сосредоточить покупательский трафик, связав тем самым Площадь советов и универмаг Центральный, исторически сложившиеся предпринимательские зоны. Остальное бизнес доделал сам, улица Балтахинова стала оживленной благодаря торговым центрам, кинотеатрам, ресторанам и офисам. Но так называемая «золотая миля» замкнулась на Центральном рынке, более в центре нет ни подходящих коммерческих площадей, ни инфраструктуры, и, соответственно, нет и людей.

И в этом кроется большая проблема городского бизнеса. Инфраструктурное благоустройство дальше центральных улиц не идет  Предприниматели, работающие в двух шагах от Арбата, вынуждены закрываться из-за низкого покупательского спроса, недвижимость простаивает. То же самое происходит в районе Саян, Элеватора, Пиплс парка и т.д. Бизнес лепится стихийно, вокруг торговых и развлекательных центров, которые притягивают людей. Но стоит буквально зайти за угол, как начинается мертвая зона для бизнеса. Компенсировать этот недостаток не сможет ни агрессивная реклама, ни услуги высочайшего качества.

Эпические ошибки

Хорошее проходимое место - главный залог успеха любого бизнеса, поэтому владельцы коммерческой недвижимости, которая находится в правильном месте всегда стабильно в плюсе. Но ее не так много, особенно сейчас. Попытки создавать места притяжения людей в последние годы предпринимались часто. Хороший пример торгово-развлекательный центр Кэпитал Молл на проспекте Автомобилистов.

По задумке инвестора, центр должен был стать классическим американским моллом, в который семьи приезжают на весь выходной день и находят себе развлечения на любой вкус. Пешеходная удаленность при этом не играла роли, предполагалось, что клиентов на собственных автомобилях будет достаточно. Однако, уже сейчас Кэпитал Молл сильно проигрывает подобным проектам, построенным ближе к центру, например развлекательному центру Пионер. Конечно, Кэпитал Молл не стоит на пустыре и завлекает часть трафика из спальных районов, а также тех покупателей, которые посещают строительные рынки и магазины  на проспекте Автомобилистов, однако, их явно не хватает. Это видно по тому насколько наполнен арендаторами торговый центр, какие магазины там представлены и по тому, сколько стоит аренда.

Стать центром притяжения и создать предпринимательский кластер в своем «околотке» у Кэпитал Молла явно не получилось.

Попытки повторить успех экс- мэра Геннадия Айдаева в 2016 году предпринял нынешний градоначальник Александр Голков, буквально закопавший в брусчатку десятки миллионов рублей на улице Соборная, бывшая Линховоина. На ней действительно горят фонарики и есть скамеечки, но нет главного, для чего эту улицу сделали пешеходной. Нет ни бизнеса, ни трафика. На эти деньги можно было обустроить прилегающие к Арбату улицы, чтобы расширить предложение для инвесторов и привлечь интересный бизнес, но Голков предпочел родить мертвое дитя, не задумываясь о том, что он делает и зачем.

Тот кто успел

Раз уж мы начали говорить о владельцах коммерческой недвижимости, стоит упомянуть, что способы ее получения в собственность весьма непрозрачны. И это опять же вопрос к мэрии, так как именно городские власти в ответе за то кому и как в свое время раздавалась или продавалась земля.

Бизнес рантье в быстрорастущем Улан-Удэ один из самых стабильных и выгодных. Но вход в него достаточно дорогой. Не каждый предприниматель может взять и купить понравившийся участок земли и начинать строить предпринимательский кластер, чтобы потом сдавать его в аренду. Нужно иметь хорошие связи и много денег на «сопутствующие расходы». Позволить себе это могут немногие. Поэтому так получилось, что около 70% хорошей коммерческой недвижимости сосредоточено в руках крупного бизнеса, чиновников и слуг народа- депутатов Народного Хурала и Горсовета.

Тот же весьма популярный торговый центр Гэлэкси и Еврозона, появившиеся уже в нулевые.

Если копнуть еще глубже, то можно вспомнить приватизацию 90-х годов, когда советская недвижимость, бывшие помещения заводов и фабрик также оказались в руках узкой прослойки людей. Так делались капиталы, приносящие доход и по сей день. Хороший пример - фабрика верхнего трикотажа Туяна, в здании которой сегодня находятся торговые центры, офисы, автомойки, кафе и т.д. Возле возводятся жилые кварталы.

Русская рулетка

Кроме того, что хорошей недвижимости в Бурятии не хватает, она достаточно дорога, а риски не попасть в тренд велики, предпринимателям в Улан-Удэ не хватает фантазии.

Чаще всего люди, желающие открыть собственный небольшой бизнес, поддаются веянью моды. Например, еще не так давно стало популярным открывать автомойки, пивные бары и буузные. Причем, они продолжались открываться уже при визуально сильно насыщенном рынке. Итог печальный, огромное количество данных видов бизнеса находятся в каталоге Авито в разделе «продажа бизнеса», либо продажа или аренда помещения.

Сегодня ощущается бум на кофейни и хипстерские заведения с кальяном и фаст-фудом, а также фитнес-залы и салоны красоты. При этом рынок услуг для продвинутой молодежи уже ощущает перенасыщение, закрываются модные барбер-шопы и кафе, многие из них выставлены на продажу.

Во многом это происходит по той же причине, озвученной в начале нашего повествования. Отсутствие концептуальных центров притяжения, единого культурного пространства, арт-галерей, публичных библиотек, коворкинг центров, лекториев, модных бутиков, тематически собранных в одном месте, делает этот бизнес мало прибыльным.  

При этом магазины у дома и стоматологии в спальных кварталах, которые еще недавно приносили неплохую прибыль, пошли на спад объективно из-за кризиса. Стоматологические частные услуги, несмотря на огромный выбор, остаются очень дорогими, а цены в крупных торговых сетях гораздо привлекательнее той наценки, которую вынуждены делать маленькие магазинчики, чтобы выжить.

Отдельной строкой можно упомянуть бизнес по франшизе. Отработанный на примере других городов, с учтенными рисками и понятными алгоритмами такой бизнес в Улан-Удэ идет неплохо. Хороший пример - сеть кофеен Трэвэлэрс Кофе и Шашлыкофф. Однако, для такого вида бизнеса нужны большие вложения, паушильный взнос, отчисления роялти и т.д. Это миллионы рублей. Но самое главное -  местоположение. Открывать франшизу можно только в районе «золотой мили», где цена за квадрат площади может доходить до двух тысяч в месяц, при условии что вы найдете свободное помещение. Как правило, все хорошие места заняты.

За последний год просто фантастические результаты показал брендовый национальный общепит. Сеть бурятских закусочных «Шулэндо», а также проект известного шеф-повара Андрея Малханова «Бууза бао» по праву считаются успешными улан-удэнскими стартапами. Если «Шулэндо» - это сегмент понятной и вкусной фермерской еды с разумными вложениями в рекламу и хорошим местоположением, то «Бууза бао» смог найти своих клиентов на фоне смелых вкусовых экспериментов, а также благодаря рекламе в социальных сетях и туристическому сезону, так как заведение находится в самом центре города.


 

Евгения Балтатарова, «Центральная газета»