Депутаты Госдумы: бездельники, пенсионеры и олигархи

 
«Республика» вспомнила всех депутатов российского парламента, представлявших Бурятию с первого дня основания этого института в новейшей истории страны. Выводы оказались неутешительными.

 

До выборов в Госдуму седьмого созыва осталось менее месяца. 18 сентября жители Бурятии выберут свою партию и своего кандидата по одномандатному округу. За голоса избирателей уже началась нешуточная борьба. Однако, кто такие депутаты Госдумы, каким требованиям они должны соответствовать и чего ждать от их работы, в республике мало кто понимает. Более того, почти никто не помнит ощутимого эффекта от работы бурятских депутатов в парламенте, начиная с 1991 года. Складывается мнение, что на эту должность отправлялись случайные люди, которым просто нечего было делать на родине. 

Однако, нынешние выборы сильно отличаются от всех прежних. Во - первых, по конкурентности. Впервые у партии власти «Единой России» появися сильный конкурент на одномандатном округе в лице депутата прошлого созыва от этой же партии, а ныне отколовшегося в сторону «Партии Роста» Михаила Слипенчука. История размолвки Слипенчука с региональными властями покрыта тайной, однако, в первых же агитационных материалах кандидата видно, что настроен он весьма решительно. Критика вчерашних партнеров звучит неприкрыто и почти по - коммунистически. А тон кампании больше подходит выборам в ограны исполнительной власти, а не законодательной, причем на уровне какого - нибудь района Бурятии. Список добрых дел: книжки в библиотеку, оленей эвенкам, помощь в строительстве храма. Лозунг - «За нашу Бурятию».  Похоже, Михаил Викторович решил провести генеральную репитицию перед выборами главы Бурятии в 2017 году, больно уж широки дела его и мысли в отношении республики, хотя речь идет всего лишь о представительстве в законодательном органе, об одном депутате из 450 - ти. По крайней мере, попадая в Госдуму, депутаты, в том числе сам Слипенчук, ни о чем таком не вспоминают и законов, кардинально влияющих на жизнь Бурятии, не принимают.

Министр образования Алдар Дамдинов более скромен, может быть в силу того, что мотиваций к победе у него намного меньше, чем у Слипенчука. Не выгорит - вернется в свое образование. Не миллионы, чай, терять. 

Небольшой экскурс в прошлое, чтобы понять, что такое для Бурятии Госдума и госдумовские депутаты. За более, чем 20 лет современного российского парламентаризма, Бурятию на этой арене представляло всего 10 депутатов от разных партий, с тотальным доминирование «Единой России», конечно же. В общей сложности за это время они внесли 156 законодательных инициатив, большая часть из которых к Бурятии практически никакого отношения не имеет. 

Самым результативным народным избранником, безусловно, можно считать первого представителя Бурятии в Госдуме Николая Кондакова, который  в составе депутатской группы из пяти человек внес на рассмотрение парламента один единственный законопроект - “Водный кодекс РФ” и 16 ноября 1995 года закон был принят. Как говорится, десять из десяти.

Во втором созыве Бурятию представляли уже два человека -  Сергей Будажапов и Светлана Найчукова.  У них на двоих в загашнике 22 инициативы (16 у дамы, 6 у господина). Из интересных для нас - “Закон об охране озера Байкал”, который был внесен на рассмотрение в июне 1998 года, а принят в мае 1999 года. Причем в списке инициаторов от Бурятии значится только фамилия Светланы Найчуковой, а также депутата от Иркутской области Сергея Босхолова. Сергей Будажапов отметился в других законопроектах - так, два принятых закона касаются коренных малочисленных народов. 

В следующем созыве было представлено уже три депутата - к Сергею Будажапову присоединились Бато Семенов и Василий Кузнецов. Но на троих у них всего лишь семь законопроектов. У Сергея Будажапова в этот раз свезло лишь в одном - закон “О государственном языке Российской Федерации был принят в 2005 году, то есть даже не в этом созыве.

Бато Семенов участвовал в четырех законодательных инициативах, ни одна из которых так и не стала законом - проекты были или отклонены или сняты с рассмотрения.

Василий Кузнецов в первом для себя созыве (а представлял он республику аж в трех созывах) отличился малой активностью. Его подпись стоит в двух инициативах - о введении дорожного и транспортного налога и иных сборов в качестве источника дорожных фондов и о естественных монополиях. Оба законопроекта были сняты с рассмотрения.

В четвертом созыве Бурятии было сложно  - в Госдуму попал лишь один депутат, но уже со стажем. Василий Кузнецов на втором своем депутатском сроке стоял у истоков 8 законопроектов, один из которых стал законом. Из интересных для республики можно назвать один - “Об охране озера Байкал”, изменения уточняли особенности лесопользования в центральной экологической зоне.  Чтобы не скрывалось за столь длинным названием - закон принят не был. Причем, инициаторов закона было лишь двое - Кузнецов и Пирожникова.

Пятый созыв стал победным для республики -  два депутата от партии власти Василий Кузнецов и Владимир Матханов, а также коммунист Вячеслав Мархаев. На эту троицу в период с 2007 по 2011 год приходится 16 законодательных инициатив. При этом Вячеслав Мархаев в это время в Думе не активничал - за ним на первый депутатский срок значится абсолютный ноль.

Зато Владимир Матханов стал самым результативным -  из семи проектов с его подписью было принято три. Причем один касался ОСАГО, второй правового регулирования лесных отношений, а третий (кто бы сомневался) - алкоголя.

Шестой созыв запомнится самым большим количество законопроектов за подписью бурятских депутатов - пять от Юрия Тармаева, десять от Иринчея Матханова, 27 от Вячеслава Мархаева и 43 от Михаила Слипенчука. Итога на четверых 85 законопроектов.

У Иринчея Матханова среди принятых тот самый пресловутый закон об исчислении времени. Благодаря которому мы все живем не по биологическим, а астрономическим часам, путая иногда глубокую ночь с ранним утром. Кстати, по его инициативам можно увидеть к каким отраслям бизнеса Иринчей Эдуардович имеет интерес - как ни странно, это все тот же алкоголь (Законопроект об ужесточении наказания за производство, хранение, перевозку и сбыт алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности, а попросту контрафакта -  закон отклонен) и, мы все помним с чего начинал “Байкалфарм - лекарства (указание предельной розничной цены на упаковке лекарственного препарата). 

Прошли первое чтение очередные поправки в закон об охране Байкала в части установления особого режима хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны. Здесь отметилось два депутата от Бурятии - Матханов и Слипенчук. 

Из 27 инициатив Вячеслава Мархаева сквозь сито Госдумы прошла лишь одна - о мерах воздействия на лиц причастных к нарушениям прав и свобод гражданина РФ. Но нам интересна другая  - О внесении изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Вячеслав Мархаев выступил единственным инициатором законопроекта, который предусматривал согласование  кандидатуры на должность руководителя государственной образовательной организации высшего образования с государственными органами исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации. Этакий привет с думской трибуны Николаю Мошкину и правительству Бурятии. Но после первого чтения проект был отклонен.

И вот он Михаил Слипенчук - бурятский повелитель принтера! Из 43 законопроектов принято чуть более десятка, но все они имеют весьма опосредованное отношение к республике. В остальных попробуем выделить наиболее значимые для Бурятии (если получится, конечно).

Итак, изменения в КоАП для усиления административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В числе инициаторов Олег Лебедев, Леонил Огуль, Сергей Тен и Михаил Слипенчук, двое из горевших в прошлом и нынешнем году регионов. Законопроект - отклонен.

Изменения в отдельные законодательные акты для уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории. Внесен 27 марта 2015 года сенаторами Александром Варфоломеевым, Арнольдом Тулохоновым, Баиром Жамсуевым, депутатами Матхановым, Слипенчуком и Теном и еще десяток фамилий. 11 июня 2015 года было принято решение предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст законопроекта.

Еще один групповой проект - о нацпарках. Для правового регулирования приобретения национальными парками расположенных в их границах земельных участков иных землепользователей. 31 марта 2014 года было принято решение снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.

Единоличные инициативы Михаила Слипенчука. В  закон о недрах предложено ввести ограничение права перехода пользования участками недр при наличии долгов по налогам и сборам. Законопроект отозван.

Еще одно изменение в закон «Об особо охраняемых природных территориях» предлагало отменить запрет на  промышленное рыболовство для местного населения, проживающего в районах расположения национальных парков. Но проект был отозван субъектом законодательной инициативы, то есть самим депутатом Михаилом Слипенчуком. Еще одна похвальная инициатива от 20 июня 2012 года - о переселении граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали также была отозвана депутатом.

 

Соелма Сандакдоржиева, «Республика»