Элитные самовольщики

 

«Республика» выяснила, кто «распилил» Верхнюю Березовку и сейчас строит дворцы на самой дорогой земле в Улан-Удэ. 

 

Застройка Верхней Березовки не похожа на то, как застраивался, скажем, Левый Берег или иные окраины города. Начавшаяся примерно в одно время, с конца 90-х - начала нулевых, земельная экспансия не везде была одинакова. Если Левый Берег покупали/захватывали бывшие жители деревень или небогатые горожане, то Верхняя Березовка всегда была интересом людей богатых. Даже если сейчас взглянуть на карту Улан-Удэ со спутника, Левый Берег - это нагромождение лачуг, эдакие бурятские фавелы, теснящиеся участки, пыль, грязь, голые пейзажи. Верхняя Березовка же, наоборот, застроена относительно мало, вдоль федеральной трассы там проходит ручей, который делает местность пышно цветущей, а среди зелени прячутся дворцы и замки за высокими заборами. 

Неудивительно, ведь с советских времен Верхняя Березовка была рекреационной городской зоной. Именно там были построены детские лагеря, дачи для правящей элиты, деятелей культуры, литераторов и т.д. Однако, тогдашние скромные фазенды сравнивать с типом сегодняшней застройки власть имущих никак нельзя. Массовый захват земель на Верхней Березовке начался примерно в 2003 - 2005 годах. Сейчас мало кто знает, но практически все земли около так называемой «Стрелки» вплоть до дацана находились в ведении плодово- ягодной опытной станции, а кое - где земля до сих пор принадлежит федеральному Росимуществу. В начале нулевых стало понятно, что уровень жизни горожан растет, как и город. А опытная станция потихоньку умирает. Именно бывшие руководители этой структуры и стали первыми хозяевами частных участков на федеральной земле, попутно продавая ее всем желающим. Вплоть до 2015 года Росимущество пыталось вернуть свои земли, бесконечно судясь с роем дачных некоммерческих товариществ, которые выросли как грибы, однако, судя по всему, безрезультатно. 

Анализируя застройку Верхней Березовки можно сделать вывод, что первыми лакомыми кусками стали земли, на которых есть инфраструктрура: подъезды, дороги, электричество, скважины. Кроме опытной станции такими точками роста стали земли возле республиканского ипподрома, Этнографического музея, Центра восточной медицины и даже детского лагеря Челночок, так называемая «Лесная поляна». Грубо говоря, застройщики массово «присасывались» к тем благам, которые строились совсем не для них.

Удивительно, как работет земельное законодательство. Ведь период с 2005 по нынешнее время сложно называть «смутным». Законы досточно четкие, но, видимо, законы на то и пишутся, чтобы преприимчивые граждане находили в них лазейки. Например, Земельный Кодекс запрещает выделять землю под ДНТ из любых других категорий земель, кроме сельхозназначения. На Верхней Березовке таких сроду не было, в отличии, скажем, от Левого Берега, тем не менее, только там насчитывается несколько десятков дачных и садовых товариществ. Каждый год гектары «дачных участков» вырастают посреди леса, аккуратными геометрическими фигурами. Без какого - либо плана застройки. Бывает, доходит до смешного, пара - тройка участков оформляются как ДНТ, СНТ или ИЖС  (индивидуальное жилищное строительство), а все вокруг на много  километров - рекреационная зона, предназначенная для парков и баз отдыха. Понятно, что ни парков, ни баз там уже никогда не будет.

Например вот так. Желтым отмечена земля Этнографического музея. Вокруг рекреационные земли, но по границам музея в лесу точечно оформлены участки, они отмечены красными кружками. Участки 13, 42, 20, 29,23,32 и 39 предназначены для ведения садоводства и адрес у них один и тот же ул. Артема дом 18. Некоторые оформлены под СНТ им. Тимирязева. Участки 5,6,7, 242,243, 361,362,363 - ДНТ Тамир. Как оказалось, некоторые настойчивые граждане, желающие иметь домик в этой местности, не раз покушались на земли самого музея, какие - то из них музей высудил, а какие - то пришлось оставить в покое, потому, что граждане оказались слишком влиятельными.

ДНТ «Лесное», «ДНТ Надежный» и другие участки к северу от музея появились позже. При этом не заметить эти дворцы никак нельзя. Недавно этот участок попал в поле зрения блогера Андрея Аносова, который специализируется на съемках городских красот с воздуха.  Когда дрон облетал Этнографический музей, он случайно снял спрятавшиеся за лесной чащей дворцы. Оказалось, что территория за музеем, считавшаяся глухим лесом, активно застраивается. 

Андрей предположил, что территория застраивается благодаря целенаправленным поджогам леса, однако, судя по всему, городским властям это без надобности. Все это и еще на много километров вокруг - земли города, которые можно в любой момент перевести из земель рекреационного назначения, для парков и баз отдыха, в ДНТ вместе с деревьями. Тем не менее, ролик Андрея вызвал неподдельный интерес публики, его посмотрели более 10 тысяч раз на разных ресурсах. Отчасти этот ролик стал поводом для сегодняшнего расследования. Любопытно, что нынешние власти Улан-Удэ поспешили использовать этот новостной повод, обвинив администрацию Айдаева в политике разбазаривания земель, однако, ДНТ «Надежный», например, да и многие ДНТ и участки под ИЖС на Верхней Березовке были оформлены уже при Голкове, так что в этой проблеме рыльце в пушку у всех: и у старой власти и у новой. 

В связи с ДНТ «Надежный» это вообще очень показательно. Среди учредителей числятся сразу два бывших депутата Народного Хурала - почивший член фракции ЛДПР Иван Багрий и единорос Анатолий Коренев. Оба на момент создания ДНТ были действующими депутатами бурятского парламента.

 

Кого можно найти среди владельцев дворцов в «Надежном», запросив простую справку в Росреестре, просто сложно представить. 

Также любопытно, что городские власти объяснили появление  одного из ДНТ, судя по всему «Лесного», так как он был зарегестрирован в 2012 году, тем, что руководство ЛВРЗ еще в нулевых попросило выделить для своих работников землю, на которой они смогут выращивать овощи и отдыхать от тяжелого труда. Однако, как выяснилось, живут там совсем не трудяги вагоно- ремонтного завода. 

С 2013 года председателем ДНТ «Лесное» является Цыренжапов Булат Цыденович - бывший, а может и нынешний высокопоставленный чиновник  Управления Россельзохнадзора по РБ, что забавно, ведь ДНТ подразумевает выращивание овощей и другой сельскохозяйственной продукции. 

 

Более того, на ДНТ «Лесное» оформлено сразу два «жирных» участка. Кроме Этнографического музея, ДНТ «Лесное» облюбовало землю за республиканским ипподромом. Почти все, что на картинке слева - это ДНТ «Лесное».

Но вернемся к Этнографическому музею. На самом въезде в музей слева есть большой участок, принадлежащий ФСО «Динамо», это лыжная база. Однако, в 2014 году в пределах бывшего участка физкультурников выросли элитные коттеджи, причем, оформленные на рекреационной земле, как дома отдыха и парки. Чудеса, да и только!

Едем дальше. Земли возле Центра восточной медицины сегодня можно назвать самыми дорогими. Самый скромный коттедж в этом районе идет по цене от 10 миллионов рублей. И понятно почему. Чтобы выкроить участки в этом райском тихом уголке с готовой инфраструктурой, свежим воздухом и хорошей дорогой в 5 минутах от города, нужно было постараться. И, судя по всему, стройка тут только набирает обороты.

Причем, мало кто тут заморачивался с ДНТ, в 2007 году хорошая земля рядом с Центром восточной медицины просто была выделена под ИЖС, и Центру теперь некуда расти.

А земля на повороте от Центра восточной медицины на трассу вообще до сих пор оформлена как земля для парков и отдыха.

Видимо, для отдыха кого - то очень определенного.

 

Евгения Балтатарова, «Республика»

Фото Сергея Тарасенко

 

Читайте также: «Для хорошего человека ничего не жалко»