Господин министр

В Бурятии развернулась борьба за кресло руководителя будущего министерства спорта.
 
Спорт в Бурятии больше, чем спорт. Национальный символ, в последнее время  раздираемый имиджевыми и коррупционными скандалами,  кузница бурятской элиты,  закрытое сообщество, в котором пересекаются интересы очень влиятельных людей, огромный ресурс, позволяющий контролировать общественное мнение, особенно в этнических районах республики. Спорт в Бурятии больше, чем спорт, это политика в чистом виде. Оттого  и личность будущего министра, да и само создание  министерства на базе агентства по спорту и комитета по молодёжной политике  очень сильно зависят от последних  политических веяний. 
 
Пожалуй, Владислав Бумбошкин и Татьяна Думнова были последними членами правительства, оставшимися в наседство от потаповской эпохи.  Кто знает, каким образом 10-15 лет назад эти люди пришли на свои должности, однако, исходя из новых реалий можно сделать осторожный прогноз на их смену. 
 
О том какие варианты есть в минэкономики «Республика» подробно писала в статье «Кандидаты на вылет». Сегодня мы хотели бы рассмотреть тех, кто может в будущем возглавить республиканский спорт и наполучать обязательных для этой должности «люлей».  Ведь уже сейчас ясно, что любая из многочисленных кандидатур будет вызывать одобрения одних и  отрицание других, слишком уж разношёрстное у нас спортивное сообщество. 
 
Если опираться на последние официальные заявления Наговицына по поводу национальной кадровой политики, то у бурят есть преимущество.  Во - вторых, как требует закон о госслужбе, у министра обязательно должен быть  соответствующий опыт. В - третьих, что само собой разумеется, у министра должны быть спортивные регалии и богатое прошлое, либо в роли спортсмена либо в роли тренера.  Но и без  навыков менеджера тут не обойтись,  в  правительстве Наговицына давно нет бронзовых бонз,  а предпочтение отдаётся  активным личностям, которые умеют  не только хорошо  считать, но и говорить.  Пожалуй эталонными министрами сегодня являются Алдар Дамдинов и Тимур Цыбиков. 
 
Исходя из этих простых требований,  большее количество баллов набирает  глава Селенгинского района  и основатель школы Романова в Бурятии Вячеслав Цыбикжапов, следом идёт правая рука Бубмошкина, начальник отдела спорта  Баир Дашибальжиров, работает в этой должности почти 20 лет.  У Дашибальжирова сегодня есть большое преимущество, во - первых  он более опытен в госслужбе, во -вторых он представляет самую влиятельную когорту в бурятском спорте - борцов. Однако  это же и его недостаток.  Назначить сегодня Бальжирова всё равно, что оставить Бумбошкина. Никакой разницы. А то, что бурятский спорт   сегодня «ждёт перемен», безусловно. Цыбикжапова же очень уважают в спортивном сообществе, но несмотря на давнюю известность этого персонажа, он до сих пор остаётся тёмной лошадкой. Безусловно,  у него есть харизма и опыт работы со спортивным сообществом,  при этом тренд выращивания правительства из районных глав никто не отменял, однако и у этой кандидатуры есть слабые места, например, отсутствие команды. Как и всякий представитель восточных единоборств, он предпочитает идти дорогой одинокого воина. 
 
Следующими можно  отметить  практикующих тренеров и наверное самых медийных спортивных деятелей Игоря Марковца и Тумэна Санжиева.  Возможно именно из-за  частой упоминаемости в прессе сегодня фаворитом гонки считается  депутат Народного Хурала и председатель исполкома ОНФ Игорь Марковец. Однако у Марковца   сегодня наверное самый маленький шанс стать у руля министерства спорта. И конечно же в этом нет его вины.  Просто само министерство, несмотря на кризис и  вообще отсутствие ранее таких планов в правительстве,  создаётся как реверанс  национальной элите, на это указывают и последние события и будущие выборы в 2016 и 2017 гг.  По этой же причине шансов нет  и у Дмитрия Петренко, которому, в принципе, и так неплохо живётся, имея своё мини спортивное  министерство. А ведь ещё совсем недавно Петренко стоял первым  в списке, если бы не события «бурятской весны 2015». 
 
С Тумэном Жалсановичем тоже всё более или менее ясно.  Для того, чтобы стать министром недостаточно быть хорошим тренером и приятным человеком, даже менеджером быть недостаточно. Однако, чем чёрт не шутит. В нашем списке есть и профессиональные менеджеры. В первую очередь необходимо упомянуть  заместителя министра образования Баира Ангурова, который с 1995 года возглавлял госкомитет по молодёжи, туризму, физкультуре и спорту, ныне комитет по молодёжи при минобразе, а в 2012 году стал правой рукой Алдара Дамдинова.  Напомним, что  создаваемое министерство спорта будет базироваться не только на агентстве по спорту, но и на этом комитете. А следующей логичной должностью в карьере Ангурова должна стать министерская.  А так как  есть большие шансы на то, что следующая ступень для Дамдинова будет президентская, но ждать её ещё достаточно долго,  Баир Хубисхалович может засидется в замах. Поэтому решение уйти в минспорта было бы  более, чем логичным. Однако, жаль, что Ангуров  финансист и историк, и  к спорту почти не имеет никакого отношения. 
 
Ещё один менеджер, имеющий отношение к спорту и спортивной науке, однако не имеющий опыта  в госструктурах  - заведующий кафедрой спортивного менеджмента БГУ Баир Найданов. Кандидат педагогический наук, пишущий докторскую, заслуженный работник физической культуры и спорта, председатель различных общественных спортивных организаций, хорошо известен в спортивных кругах республики. Баир Намдакович как и Вячеслав Цыбикжапов является тёмной лошадкой.  А как показывает практика последние назначения в правительстве (минприроды, минсельхоз)  и возможно будущие ( минэкономики, минпром, минспорта) будут как раз  из таких тёмных конюшен. 
 
И напоследок, в это конечно трудно поверить, но в правительстве могут рассмотреть кандидатуру  одиозного  бизнесмена, бурятского героя - чемпиона мира  Бориса Будаева, который сейчас возглавляет федерацию вольной борьбы Бурятии, судя по последним событиям в самой федерации, не по своей воле, но по велению с самого верха. Поэтому именно к этой кандидатуре не будет  обычных требования типа наличия опыта  на госслужбе или менеджерских навыков. Хорошо это или плохо, покажет время, но имя Бориса Будаева совершенно точно есть в заветных списках. Хочет он этого или нет, тоже неважно.