Будущее бурятской "медийки"

 
Евгения Балтатарова о том, как изменится журналистика и республиканские сми в ближайшие годы, о гибели Фейсбука и новых легендах бурнета. 
 
Говорить я сегодня буду только об интернет - сми, так как окромя интернета для  журналистики больше нет иного будущего. Ещё пять лет назад люди, стоящие на передовой развития интернет медиа в Бурятии (звучит конечно криво, но как есть) строили предположения  о будущем, которое нас всех ждёт году так к 2015- ому. Я даже тогда как - то  замахнулась на прогноз  и написала статью  »WEB 3.0 или вчера наступила революция», кому интересно можете почитать. 
 
Смысл той статьи да и вообще философии «третьей версии паутины» сводился к  тому, что интернет, как и любое явление развивающееся эволюционно, должен «оккультуриться», стать более структурированным, экспертным, то есть в нём должно было появится больше правды, точной и верной информации. И кстати о том, что авторские коллективные веб проекты  - это будущее, я тоже говорила, на свою голову. 
 
И вот как вышло. Коллективное бессознательное в виде суперпопулярного тогда ЖЖ упало в рейтингах юзеров менее, чем за год. Люди наелись комментариями и личным мнением, да, многих авторов в том же ЖЖ до сих пор читают, но это больше личная привязанность очень тонкой прослойки российской интеллигенции. Массовым  генератором контента ЖЖ был не долго, всё ведь на наших глазах происходило.  Примерно в это же время  бешенными темпами начал расти Фейсбук, но какой бы он не был замечательный, это только социальная сеть, замкнутая на себе. Фейсбук сегодня - это круговорот   контента, а в силу ментальности рядового пользователя контента бессмысленного и беспощадного.  Соответственно  это тупик, и  популярность Фейсбука как массовой площадки для дискуссий и получения качественного контента сойдёт на нет в ближайший год - два. 
 
Stand alone конечно сейчас никто не держит, кроме вашей покорной «блоггерши»,  да и это только  ностальгическая дань прошлому, иногда выручающая в трудные моменты.  Сейчас блоги принято держать в общественных, но очень приличных местах, именуемых интернет - сми, блоггерам платят деньги как  раньше колумнистам в газетах, и цена каждого  зависит от уровня его личной популярности и цитируемости. Всё стало очень цивилизованно, нежели пять лет назад, и на эти площадки потянулись действительно крутые обозреватели. Контент стал культурным и экспертным.  И теперь те же блоггеры как явление -  это не вечно материящиеся малолетки или взрослые, но  с проблемами пубертатного возраста, сейчас это в большинстве своём высококлассные эксперты в своих областях,  и раз уж мы говорим о сми, в основном это журналисты, колумнисты, обозреватели. Люди  публичные и уважаемые. 
 
Что касается Бурятии, то за пять лет конечно произошли изменения, но всё куда - то не туда. В отрасли появились деньги, но деньги политические, поэтому новые  интернет - проекты представляют интерес   только для очень небольшого круга  пользователей.  Это движуха, но не развитие самой отрасли. Тем более жизнь такие проектов не долговечна и почти не оставляет следа. 
 
Пять лет назад мы хотели получить  сообщество умных людей, экспертов, заинтересованных в развитии региона,  в новых медиа.  Да что там, мы хотели получить кардинально новые медиа, в ногу со временем. Но,  хоть и технологии сегодня позволяют нам провести интернет с гигабитными скоростями, кардинально ничего нового придумано не было ни в  концепциях, ни в реализациях. Это грустно, но развитие  чего угодно в провинции как наша упирается в отсутствии квалифицированных  и опытных кадров.  У нас есть талантливые вебмастера, медийные менеджеры, журналисты, блогеры,  но их единицы,  они сильно загружены, их сил точно не хватит для того, чтобы раскрутить отрасль. А  для привлечения из вне нужны бабки.  И тут можно вспомнить о местных инвесторах. За те же пять лет в Бурятии не состоялось ни одного  более менее известного медийного проекта в интернете при поддержке инвесторов. Мы всё как - то сами, а итог печален. Я сейчас не только про «Республику» говорю.  При этом если брать  политические деньги, то о сми как о долгосрочном проекте можно забыть. 
 
Но не всё так печально. Радует, что в  наших интернетах стало больше публичных лиц, а многие важные  процессы идут прямо в режиме онлайн. Политика, скандалы,  Зарубин, Будуев, Бурдуковская, Мошкин, Мотошкин и т.д., пока так, но уже что - то. 
 
Пять лет назад нас было три калеки и мы что - то там хотели,  сейчас сотня- другая и это уже индустрия. А значит есть надежда, что  бурнет станет менее политизированным, появятся новые полезные инструменты, применимые для сми, будет много интересных историй и проектов.