Хурал решил уничтожить республиканскую Филармонию

 

Заявление председателя бюджетного комитета Зоригто Зыбикмитова об упразднении учреждения вызвало шквал негодования в обществе. В самой Филармонии считают, что Бурятия может лишиться последнего островка современной западной культуры. Что на самом деле стоит за громкими высказываниями парламентария, в материале «Республики».

 

Напомним, что минувшая неделя в Народном Хурале закончилась скандалом. На одном из совещаний бюджетного комитета его председатель поднял вопрос об эффективности республиканской Филармонии и даже предложил ее оптимизировать, упразднив до одного из подразделений министерства культуры. Главной претензией Цыбикмитова стали сомнения в пользе этого культурного учреждения для общества, а соответственно, в обоснованности тех средств, которые выделяются Филармонии из бюджета.

Любопытно, что сам Цыбикмитов человек от культуры весьма далекий, практически всю жизнь проработавший на селе в Мухоршибири. Весь прошлый созыв Народного Хурала трудился в аграрном комитете, а при новом спикере Цырене Доржиеве, также человеке «от сохи», занял его место в бюджетном комитете. Каким образом Зоригто Цыбикмитов будет проверять эффективность Филармонии - большой вопрос, ведь одного только бухгалтерского баланса тут явно будет мало. Тем не менее, громкие заявления сделаны, а, значит, дело далеко не просто в желании Хурала урезать расходы бюджета. Такие кардинальные меры говорят о более глубоких процессах и, скорее всего, дело в политике.

То, что лежит на поверхности, касается художественного руководителя Филармонии Натальи Улановой. Уголовное преследование Натальи продолжалось несколько лет и закончилось обвинительным приговором, который она сегодня оспаривает. Апелляция худрука рассматривается в Верховном суде Бурятии. Напомним, что Наталью Уланову обвинили в мошенничестве и хищении 1,75 млн. рублей, выделенных в качестве федерального гранта на проведение выставки в Этнографическом Музее.  Дело считается сложным и неоднозначным, так как доказать корыстный умысел при том, что остатки денег были оприходованы через кассу Филармонии и вложены в творческие проекты учреждения, не представляется возможным.

Существует версия, что данное дело затевалось на формальных признаках с целью выйти на «рыбу покрупнее» - министра культуры Тимура Цыбикова, который у некоторых силовиков давно, как кость в горле. Но добиться существенных результатов не удалось. Во – первых, Уланова даже под давлением обстоятельств не указала ни на министра, ни на кого – либо еще, и вину не признала, во – вторых, общественное мнение оказалось целиком и полностью на стороне культуры, а не силовиков. Запутанными и окольными путями цепочка заинтересованных в наказании мятежных «артистов» могла выйти на спикера Хурала Цырена Доржиева, а через него на Зоригто Цыбикмитова, считающегося его беспрекословным протеже.

Отношения молодого и прогрессивного министра культуры с рядом хуральских патриархов всегда складывались не просто. Многих не устраивает политика министерства, которая больше опирается на современную культуру и смелые эксперименты, нежели на бурятский традиционализм. Возможно, заслуженным хуральцам хотелось бы чаще видеть и слышать не Спивакова и Гергиева, творчество которых им не очень близко, а каких – нибудь монгольских и бурятских народников, что более понятно. Раздражение Тимуром Цыбиковым и его успешной командой также растет пропорционально популярности проектов министерства и прочности отношений министра и главы Бурятии Вячеслава Наговицына.

То есть, закрытие Филармонии вообще, лишение финансирования и ломание структуры – это такой реально мощный шаг, больше похожий на месть, чем на реализацию программы по урезанию расходов на культуру в 2017 году.

Не стоит забывать, что здание Филармонии является лакомым куском. Много лет на него претендует театр «Байкал». В 2008 году при еще министре культуры Ангаевой было готово постановление правительства о присоединении Филармонии к «Байкалу», но Ангаева не решилась дать ему ход, а новый министр Тимур Цыбиков убедил правительство и главу в необходимости Филармонии. С тех пор «Байкал» так и не обзавелся своим зданием. Руководитель ансамбля Дандар Бадлуев обладает широкими связями среди депутатов Народного Хурала, вполне возможно, что, почувствовав слабость Натальи Улановой сейчас, он хочет решить вопрос с помещением раз и навсегда.

Возможно, мы сейчас ошибаемся, и сказанное Цыбикмитовым просто глупость. Очень хотелось бы на это надеяться, так как Филармония сегодня – единственное для многих горожан место, где можно окунуться в мировую культуру, увидеть российских и зарубежных звезд: классических музыкантов, оперных певцов, джазовых исполнителей, даже представителей мейнстрима на первом канале.

PS: При этом, события развиваются стремительно, на завтра 6 декабря в 14.00 в кабинете Цыбикмитова назначено заседание бюджетного комитета по вопросу необходимости Филармонии в Бурятии. Уже известно, что на заседание приглашены представители Минкультуры и дирекция Филармонии. «Республика» будет следить за развитием событий.

 

Евгения Балтатарова, «Республика»

Фото russianstock.ru