Какое будущее ждет курорт Аршан?

 
О жемчужине республики вновь громко заговорили  накануне приезда чиновника из федерального министерства.

 

Единственный в Бурятии курорт всесоюзного значения сегодня находится в противоречивой ситуации. С одной стороны, за последние несколько лет поселок Аршан изменился до неузнаваемости, увеличился поток туристов,  на порядок улучшилось состояние инфраструктуры: дорог, общепита, гостевых домов, курортных услуг и т.д. Но с другой, градообразующее предприятие Байкалкурорт,чьи пансионаты “Аршан” и “Саяны” являются самыми значимыми и занимают львиную долю поселка, находится в предбанкротном состоянии.

Имитация позитива

Один из пансионатов закрыт, второй обслуживает едва ли десятую часть от нормальной загрузки.  За последние полтора года персонал уменьшился с 700 до 360 человек, накоплены долги перед районом за НДФЛ  в размере примерно 14 миллионов рублей, есть  долги перед поставщиками,  перед пенсионным фондом и соцстрахом, долг по налогу на землю. Поэтому трудно сказать, развивается Аршан в данное время  или нет.

Первые попытки разобраться со статусом Аршана предприняли в правительстве Бурятии накануне приезда заместителя министра экономического развития России Александра Цыбульского, который состоится 4-5 февраля. Как сообщает пресс- служба правительства,  на совещании, которое недавно провел зампред по экономике Александр Чепик, было объявлено о том, что в скором времени курорты Аршан и Горячинск как поселения приобретут статус регионального значения.  При этом, присутствовавшие на совещании представители минздрава Бурятии осторожно отметили, что на этом пути есть свои сложности, касающиеся несовершенства законодательства и дорогостоящих экспертиз.

В свою очередь профсоюзы Бурятии, которым и принадлежат пансионаты в этих поселениях - курортах, вдруг неожиданно заявляют о загадочном инвесторе, который  готов помочь и вдохнуть в пансионаты новую жизнь. Но ни имен, ни названий, ни даже сумм инвестиций профсоюзы не озвучили.

Все это наталкивает на мысль о поспешности озвученных заявлений, так как проблема под названием “Курорт Аршан. И что с ним делать” гораздо глубже и сложнее. И уж если ее не могли решить более 30 лет, аккурат с начала Перестройки, то решить за пару дней до приезда Цыбульского вряд ли удастся. Но дело в том, что с Цыбульским связаны большие туристические планы, и, соответственно, большие туристические деньги. При этом обе инициативы - это два совершенно разных, не связанных друг с другом пути развития Аршана.

Чего хочет Александр Чепик?

После безуспешных попыток расшевелить Байкалкурорт и стоящие за ним профсоюзы, в экономическом блоке правительства, видимо, решили, что развивать Аршан  можно и без  градообразующего предприятия.

Дело в том, что кроме советского наследия в виде пансионатов, профсоюзам Бурятии досталась и соответствующая идеология. А как мы знаем, коммунисты республики не жалуют правительство и особенно Александра Чепика. Настолько, что готовы сидеть как собака на сене и охранять “имущество партии”, которое давно бы перестало приносить доход, если бы не привлекательность для иркутян  самой местности Аршан и улучшающейся с каждым годом, стараниями того же правительства, инфраструктуры района.

Но долго продолжаться это не могло. Абсолютное игнорирование законов бизнеса: отсутствие маркетинга, высокие цены, материальная и моральная изношенность основных активов, громоздкая  и устаревшая форма собственности, когда кроме генерального директора существует влиятельный коллегиальный орган в виде рескома, а также дольщики в виде профсоюзов, все это рано или поздно привело бы к краху.  Просто сошедший  в 2014 году сель сказался на общем туристическом потоке в Тункинский район и ударил сильнее всего по хлипким позициям Байкалкурорта.

Правительство Бурятии и лично Александр Чепик не раз предлагали профсоюзам пути выхода из проблемной ситуации, которая росла как снежный ком. Ведь понятно, что после “Аршана” и “Саян” обанкротится и “Горячинск”,  который сам себя не обеспечивал даже в “жирные” годы.  А это значит, что конец придет фактически всей курортной системе Бурятии, будут утрачены уникальные научные разработки и методики санаторно - курортного лечения,  будет потерян уникальный коллектив, и передавать знания потом будет  некому, потому, что туристический рай новой формации в Байкальской Гавани так и не наступил, а все остальное иначе как диким туризмом и диким санаторным отдыхом назвать нельзя. Грубо говоря, показывать чиновникам типа Цыбульского больше будет нечего, а, значит, и не будет денег.

Одна из форм поддержки выглядит достаточно привлекательно. По данным “Республики”, правительстве предлагало Байкалкурорту реорганизоваться в коммерческую структуру типа ОАО и выкупить 30% долю взамен на государственные инвестиции и участие в  федеральных целевых программах. Таким образом, Байкалкурорт смог бы обновить свои объекты, построить новые, расширить набор услуг вплоть до  медицинских и обслуживать по ОМС, что дало бы дополнительную постоянную клиентскую базу и доход, а это рабочие места и стабильная заработная плата для нескольких сотен сотрудников. Однако, Байкалкурорт это предложение проигнорировал, и понятно почему.

В 2009 году некой иркутской компанией при помощи бывшего председателя профсоюзной организации Сергея Тимина и молчаливого согласия тогдашнего руководителя Татьяны Сабаевой была предпринята попытка рейдерского захвата Байкалкурорта. За надуманные долги и хитроумную схему с векселями с молотка чуть не ушел основной актив Байкалкурорта пансионат “Саяны”. Однако, после большого общественного резонанса, особенно в Тунке, и вмешательства влиятельных персон в судебный процесс, пансионат остался у профсоюзов. Думается, что при любой попытке привлечь  в Байкалкурорты стороннего инвестора собственники с содроганием вспоминают ту попытку украсть у них единственную дойную корову, и ничего не хотят больше слышать.

Замкнутый круг

Тем удивительней сегодняшняя новость профсоюзов об инвесторе. Если заявление  правительства о придании Аршану и Горячинску статуса местностей - курортов регионального значения можно назвать преждевременным, то объявление профсоюзов иначе как фантастическим не назовешь. Есть, конечно, вариант того, что главный коммунист Бурятии Вячеслав Мархаев готов завести одну из бизнес -структур Сергея Левченко в пику республике, но и он маловероятен.

По словам чиновников в правительстве, Байкалкурортом правит один человек, который ведет себя как царь в своем маленьком княжестве, у которого есть несколько приближенных, с которыми царь снимает сливки с их общего предприятия. Рядовые члены профсоюзов вряд ли догадываются сколько денег проходит через Байкалкурорт и сколько  семей кормится с этой общей кормушки, при том, что в развитие не вкладывается ни копейки. Вряд ли эти люди захотят делиться, пусть и с вождем бурятского пролетариата. А значит история с инвестором не более, чем блеф перед приездом Цыбульского в надежде получить прямое финансирование в обход республики. Но так не бывает, никто в правительстве России не будет финансировать частную собственность с непонятной структурой и туманными планами на будущее.

Как считают специалисты, в конце концов такая политика приведет к банальному банкротству и торгам. Конечно, ко времени распродажи, от объектов мало что ценного останется,  всё, что успеют унесут, однако, самые главные ценности курорта никуда не денутся - земля и целебные источники. А больше и не надо. Правительство попытается  через свои коммерческие юридические лица оставить объекты с земельными участками  в республике и  начать развивать поселок Аршан в целом вместе с  пансионатами “Аршан” и “Саяны”. Однако до этого дня пройдет очень много времени, годы, а может и десяток лет.

Пока же, судя по настроению Александра Чепика, Аршан и Горячинск будут представлены Цыбульскому без градообразующих пансионатов, так как в самих поселениях, особенно в Аршане, уже давно сформировалась собственная туристическая инфраструктура и основной поток туристов не отдыхает в пансионатах, предпочитая недорогие турбазы и гостевые дома.

Этот вариант развития Аршана тоже неплох: поселок получает стабильное федеральное финансирование на строительство дорог, инфраструктуры, маркетинг и рекламу в федеральных сми и т.д., если бы не одно но. Кроме того, что Аршан, как поселение достаточно стеснен в земле, сказываются ограничения национального парка,  и расти ему некуда кроме, как в земли Байкалкурорта, вся документация, необходимая для придания  поселку статуса курорта регионального, а потом и федерального значения находится у Байкалкурорта, который вряд ли  так просто с ней поделится. Аргумент в пользу наших сомнений по поводу озвученной Чепиком процедуры. Кроме того, на пути к процветания Аршана стоит невменяемый оппозиционный глава поселка Даша Дашеев, который, будучи законно избранным,  не считает нужным сотрудничать ни с районными ни с республиканскими властями.

В Аршане  мы имеем неординарную ситуацию, когда поселению нужно не присваивать, а подтверждать свой статус курорта федерального значения, причем в условиях, когда градообразующее предприятие сегодня находится в частных руках. Прибавьте сюда политику и межрегиональные бизнес - интересы, и ситуация станет уникальной. Поэтому о будущем Аршана нельзя говорить однозначно, по крайней мере сейчас. Есть надежды, что после визита Цыбульского, приезд которого активно лоббировал председатель райсовета и  исполняющий обязанности главы Тункинского района Аламжи Сыренов, хоть что -то прояснится.


Евгения Балтатарова, “Республика”