Митрополит Савватий: “Церковь помогает всем, не различая ни национальности, ни вероисповедания”.

 
Глава бурятской Митрополии о сострадании, гармонии в обществе, феминизме и многом другом в эксклюзивном интервью “Республике”.

 

- Известно, что одна из важнейших задач Церкви помогать нуждающимся. Вы приехали в Бурятию семь лет назад, расскажите, какими социальными проектами занимается Митрополия, какие направления сегодня в приоритете?

- В первый же день, когда я приехал Бурятию, я озвучил то, что вижу, что призвана Церковь сделать здесь на бурятской земле. Мое видение остается прежним. Это максимальный охват населения социальной помощью, вне зависимости от национальности или религиозной принадлежности.

За это время мы открыли бесплатную столовую для бездомных на территории железнодорожной церкви, сейчас там ежедневно питается порядка 200 человек, при этом это не обязательно “бомжи”, это люди, которым просто бывает нечего покушать. Пища вполне добротная. При каждом  храме у нас есть пункт для сбора вещей. Эти вещи мы раздаем нуждающимся, следим за тем, чтобы она была чистая, с пуговицами, не помятая, чтобы ее было не стыдно носить. Во время наводнения в Хабаровском крае несколько лет назад мы собрали несколько двадцатитонных контейнеров, когда случилась беда на Аршане тоже собрали несколько камазов, отвезли.

В Сотниково и в Новой Бряни у нас работают приюты для женщин, в том числе с маленькими детьми. Женщины там разные, есть те, кто пострадал от насилия в семье, есть те, кому некуда больше идти. Работа приютов осуществляется благодаря нашим священникам: в Сотниково этим занимаются отец - настоятель Владимир Чащин и отец Олег Исаев, в Новой Бряни отец Евгений Антонов вместе с супругой. Они пишут гранты, организовывают помощь.

Минувшей осенью я приезжал в Новую Брянь, знакомился с условиями проживания . Сейчас там построена теплица, в комнатах есть душевые, пеленальные столы для детей, помещения просторные. На прошлой неделе был в Сотниково. Знаете, у этих женщин глаза горят, они чувствуют себя по - другому. Сами готовят пищу, проводят конкурсы на лучшую комнату, им оказывается медицинская и психологическая помощь.

- Одним из важный социальных направлений вашей работы является предотвращение абортов, при Епархии. а теперь и Митрополии создан благотворительный фонд “Подари мне жизнь”. Сегодня, наверное, уже можно подвести какие - то итоги?

-Поначалу у многих работа фонда вызывала недоумение, в том числе у предпринимателей.  Говорили, может мы сперва рожденным детям поможем? Но практика показала, что проблемы и рожденных и не рожденных детей идут из одного источника - неблагополучия социального и душевного. Женщины не отказываются от детей просто так - это либо бедность, либо непонимание и непринятие родственников. Мы сегодня помогаем комплексно, если семья неблагополучная или женщина одинока берем на себя полное сопровождение до достижение ребенка трех лет.  Иногда в критический момент достаточно просто посидеть рядом и вместе помолчать. У нас сегодня около 600 женщин, которые отказались от аборта. Это большое достижение.   Скажу больше, один из приютов для женщин, пострадавших от насилия в семье создавался совместно с фондом “Подари мне жизнь”. Я лично видел пользу, которую приносит фонд. Прошлой осенью я был в Новой Бряни. Смотрю, девушка  стоит на остановке плачет. Подходит ко мне и спрашивает, где можно найти отца Евгения, который заведует приютом. Я подвел ее к нему, они познакомились, и она осталась в приюте. Приезжаю через месяц, вижу совсем другого человека, она уже улыбается, у нее уже подрос животик, оказывается, она была беременна, а семья ее не принимала.

- В обществе бытует стереотип, что Церковь принижает роль женщины в обществе, отрицает или даже осуждает, когда женщины активно занимаются бизнесом или идут в политику. Грубо говоря, место женщины дома, а призвание стоять у плиты, рожать и воспитывать детей. Так ли это? И какова истинная роль женщины в семье и обществе?

- Церковь всегда была убеждена в том, что женщины и мужчины равны, как в Церкви, так и в обществе. Более того, Церковь советского времени - это Церковь белых платочков. После революции и особенно после войны сложилось целое сословие белых платочков - бабушек, старушек, которые, несмотря на запрет и опасность, продолжали ходить в церкви, водили туда тайком своих детей и внуков. Потом эти дети и внуки, вырастая, пытались погрузится в церковную среду. Поэтому в самой Церкви роль женщины высока. Порой, конечно, бывают и перекосы, связано это с тем, что женщины более восприимчивы к светлому и духовному, а мужчины они более приземленные. Но вместе с тем, Церковь не может делить мужчин и женщин, только равное количество людей обоих полов говорит о гармонизации отношений как в Церкви, так и в обществе.

Но я, например, очень переживаю, когда слышу слово “феминизм”. Оно звучит, вроде бы, красиво, но это явление, ведь, не гармонизирует общество. Это противоположность маскулинности, получается, что оно отводит приоритеты общества в свою сторону. Хотя все должно быть ровно посередине.  

Мужчины и женщины одинаковы, но у них разные обязанности. Сейчас, когда технологии и прогресс позволяют женщине иметь больше свободного времени, Церковь ничего не имеет против того, чтобы женщина была в бизнесе и политике. Лично у меня есть много прекрасных знакомых женщин, которые занимаются бизнесом, работают в правительстве или заседают в парламенте. Практика показывает, что в политике женщина  вполне может быть успешна, при этом оставаясь женщиной, не приобретая какие - то мужские черты. Это не хорошо и выглядит примитивно. Хороший пример успешного политика, которая при этом остается прекрасной женщиной, бывший уполномоченный по правам человека, а  ныне глава Центризбиркома Элла Панфилова.

Женщина, если она будет правильно подходить и понимать общественное устройство, способна сыграть большую роль в гармонизации общества.

- Обращаются ли люди к  вам, когда семья находится на грани разрыва? Спрашивают ли совета?

- Да, обращаются. Другой вопрос, удается ли сохранить эти семьи. Чтобы сохранить семью, нужно обращаться не в момент кризиса, а когда семья только создается. Никого не хочу обвинять, но в нашем обществе сейчас сильно развит эгоцентризм. Это общество потребления, когда свои интересы ставятся выше интересов других.  Часто этот эгоцентризм мешает молодым людям жить. Когда после свадьбы проходит некоторое время, начинаются взаимные упреки, вспоминаются упущенные из-за брака и построения отношений возможности.  Эгоцентризм,  в моем понимании,  когда человек не может пожертвовать собой , своими интересами ради семьи.

Есть еще такая проблема, о которой я часто говорю с прихожанами. В той же самой пресловутой феминизации мужчин во многом виноваты сами женщины. Согласитесь, когда семья неполная, ребенок, особенно мальчик, воспитывается женщиной, не получает мужского воспитания, мужской модели поведения. У нас даже в школах везде процесс воспитания  и образования рассчитан на среднестатистическую девочку. Какие у нас мальчики хорошие? Которые тихо сидят и не шалят.  А к мальчикам нужен другой подход, если они шалят, это же не значит, что они плохие, они просто другие.

 

Беседовала Евгения Балтатарова, “Республика”