Мусорная империя Михаила Слипенчука

 
Бурятия станет пилотной площадкой для грандиозной промышленной  авантюры Росатома, Ростеха  и компании Метрополь стоимостью в десятки миллиардов евро.


На днях глава Бурятии Вячеслав Наговицын подписал меморандум о сотрудничестве с представителями одной из крупнейших промышленных корпораций планеты Mitsubishi Heavy Industries.  Как сообщает пресс- служба  главы и правительства Бурятии, сотрудничество касается глубокой переработки твердых бытовых отходов на территории Байкальского региона.

Японская сторона совместно с компанией «Метрополь» и госкомпанией «Атомэнергомаш» планирует построить в Бурятии завод по переработке и утилизации ТБО. Впервые намерение о сотрудничестве в области экологии японская сторона выразила год назад на межпарламентской встрече «Байкальский диалог». Сегодня проект по строительству завода готов к реализации, а министерством природных ресурсов Бурятии уже подобраны площадки для его размещения. Как сообщают представители MHI, технологи, которые будут применяться в Бурятии самые передовые. Точно такой же завод расположен в национальном парке Японии.

Впервые о возможности строительства мусоросжигающего завода в Бурятии с привлечением японских инвесторов  в прошлом году  рассказал депутат Госдумы  и по совместительству основатель ИФК Метрополь Михаил Слипенчук в ходе форума «Байкальский диалог».  Тогда стоимость завода оценивалась в 80 миллионов евро или  примерно в пять миллиардов рублей. Задумка, мягко говоря, непонятная при той ситуации с мусором, которая сложилась в последние годы в Бурятии.  О том, что республика на протяжении многих лет вместо того, чтобы решить проблему, каждый раз придумывает всё более дорогие способы заработка на ней, наше издание  недавно писало в статье «Мусорный Клондайк».

В частности, мы задавались вопросом, почему цена каждого нового проекта по переработке и утилизации мусора увеличивается в математической прогрессии, при том, что все предыдущие терпят фиаско. Например, последний проект республиканских властей - мусороперерабатывающий завод стоимостью 2,3 миллиарда рублей, рассчитанный на сортировку, сжигание и  получение топлива из пиролиза ТБО,  сегодня фактически законсервирован после строительства первой очереди - цехов по переработке медицинских отходов и автомобильных шин.  Достроить не получается потому, что финансирование второй и третьей очереди нужно «выбивать» из федерального бюджета отдельно. А это, как известно, большая чиновничья лотерея. Цеха же  первой очереди не оправдали себя из-за банального просчета прибыльности проекта. Почему - то уже после постройки цехов управляющей компании ОАО «Республиканский мусороперерабатывающий завод» стало понятно, что их услуги дороги и не так уж и востребованы населением и бизнесом, даже в родной стихии государственных закупок у них есть серьезные конкуренты, которые могут делать то же самое, но гораздо дешевле. 

И это сегодня основная проблема отрасли как таковой. Пока она не монополизирована государством, любые государственные проекты априори в проигрыше. И это прекрасно знают чиновники, для которых игра в  олигархический бизнес превратилась в своего рода соревнование. Ну почему бы и нет? Если частный бизнес рискует своими деньгами, бизнес власти рискует нашими, поэтому продолжаться это может сколь угодно долго без видимого результата.

Однако нынешняя инициатива Михаила Слипенчука не просто рядовой прожект с распильными и откатными схемами.  Михаил Викторович не просто так  имеет мандат от Бурятии в Госдуме.  После безуспешных попыток лоббирования интересов «Метрополя» в изменении центральной экологической зоны Байкала,  Слипенчук нашел более интересное занятие  -  создание мусороперерабатывающей индустрии в масштабах страны. Не единолично конечно. И это самое интересное. Похоже, что в России всё -таки будет некая форма государственной монополии в отрасли, а Бурятия станет  одной из первых официальных экспериментальных площадок.

В частности, последние полтора года Слипенчук, как депутат, заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию и глава комиссии по экологии социальной платформы «Единой России» плотно занимался  поправками в ФЗ об отходах. Кроме того, в феврале 2014 года правительством РФ было принято решение о разработке мер поддержки проектов возобновляемой энергетики, работающей на основе твердых бытовых отходов. Проект «Единой России» «Экология России» совместно с инвестиционной группой «Метрополь» довольно быстро подготовили подобное предложение. Суть его заключается в создании большого количества мусоросжигательных заводов, на которых мусор будет перерабатываться в электроэнергию. Идея исходила в том числе и от Слипенчука лично. По этому поводу Коммерсант даже написал большую и подробную статью:

Предлагается следующее: по технологии японской компании Mitsubishi Heavy Industries строить мусоросжигательные заводы, которые будут вырабатывать из мусора электроэнергию. Планы предусматривают федеральную поддержку — в первые 10 лет построить 50 заводов, далее 200. Это предложение было недавно представлено «Экологией России» в администрацию президента. И вроде бы получен ответ: заслуживает внимани. В случае принятия идеи на государственном уровне пробный завод компания «Метрополь» готова возвести без бюджетного участия. За счет своих средств, денег Mitsubishi и компании «РТ-инвест».

Ну, это, конечно, громко сказано, так как «РТ- инвест» является  дочкой госкорпорации «Ростех», которая уже давно «присматривается» к мусору.

Перспективы принятия нового закона и появления вместе с ним новых бюджетных потоков всколыхнули устоявшийся мусорный рынок. Тем более что появился серьезный тяжеловес, способный поглотить даже крупных операторов и стать крупнейшим федеральным оператором грядущей отрасли. Это дочка госкорпорации «Ростех» — инвестиционная компания «РТ-инвест», - пишет Коммерсант. - За два года «РТ-инвест» превратилась в крупнейшего оператора в Казани, Нижнем Новгороде и Волгограде. В 2013 году «РТ-инвест» приобрела компанию «Предприятие ЖКХ», одного из ведущих операторов по вывозу и утилизации отходов в Татарстане, поглотила нижегородское предприятие по вывозу мусора СК «АГЖО». В Ульяновской области по соглашению с правительством области «РТ-инвест» к концу 2016 года должна создать современную систему обращения с отходами. В частности, подразумевается «запуск мощностей по термической обработке, в том числе опасных биологических отходов», то есть мусоросжигательного завода. В Якутске в августе этого года эта же компания подписала соглашение с администрацией города об участии в концессии на строительство в регионе технопарка по термической переработке твердых бытовых отходов и приобретении блокирующего пакета «Якутскэкосети» — местного оператора по вывозу ТБО.

Стоит сказать, что по проекту «Экологии России» деньги предполагается зарабатывать из будущего утилизационного фонда, который предусмотрен новым законом об отходах. Понятно, что взносы в него как, например,  в фонд капитального ремонта, будут принудительными, как для физических лиц, так и для бизнеса.

Это, конечно, уже хоть какая - то  продуманная концепция в вопросе утилизации мусора, которая скорее всего имеет шансы на существование. Однако, к ней, всё же, остается очень много вопросов. Начиная от тарифа, который при таких огромных капиталовложениях (почти триллион рублей на 200 заводов), ляжет тяжким бременем на плечи конечного потребителя, заканчивая  экологической нагрузкой, в первую очередь на Байкальский регион, который должен стать стартовой площадкой. Напомним, что проект предполагает не переработку, а сжигание мусора, пусть и в современных плазменных печах. Японский партнер  MHI  может сколько угодно говорить о безопасности своей технологии, но в Японии давно внедрен раздельный сбор мусора среди населения, а имеющиеся сортировочные станции выделяют до 75%  материала для переработки, в печь идет только 25. И вот представьте себе мусор в России. Хотя что его представлять, вот он.  Кажется, что сжигание всего этого ничего хорошего природе не принесет.  В результате даже самого гуманного высокотемпературного пиролиза образуется диоксин - один из самых ядовитых веществ.  Из-за выбросов диоксина в атмосферу японскую  мусоросжигающую технологию критикуют даже на родине.

При этом Бурятия не первый регион, в который заходит иностранный «инвестор» с подобными целями. Японские, корейские и немецкие промышленные гиганты давно присматривались к России как к потенциально прибыльному рынку, ведь у нас никогда не было недостатка в мусоре,  как и эффективных методов его утилизации. До последнего момента это были несколько хаотичные попытки  попасть в авангард зарождающейся индустрии через отдельные регионы, ведь умные люди понимали, что рано или поздно это случится. И тот, кто будет первым, снимет все сливки. То тут, то там, в регионах появлялись инвесторы, пестрили заголовки, подписывались меморандумы и соглашения. Но до реализации по- настоящему крупных проектов никто не дошел. Например Башкирия.  В 2011 году власти Башкирии вовсеуслышание заявили о новой эре, которая наступит с возведением  мусоросжигающего завода по технологии всё той же Mitsubishi Heavy Industries. Однако уже в следующем году глава региона Рустэм Хамитов заявил о том, что Башкирия от проекта отказывается.

- Мы не можем строить мусоросжигательный завод за шесть миллиардов рублей сейчас, когда не решены такие первичные проблемы, как дороги, газификация, строительство и ремонт школ и больниц. Первый этап обустройства цивилизованного общества мы еще не завершили. Строительство мусоросжигательных заводов - это уже второй, если не третий этап, - заявил тогда  глава региона.

Чиновники помельче также посетовали на отсутствие возможности консервировать отходы завода - золу, содержащую химические вещества первого класса опасности, не говоря уже о вреде выбросов в атмосферу, а тариф на утилизацию мусора для населения, по расчётам специалистов, должен был вырасти в 20! раз.

Что ж, судя по тому, что MHI удалось через Михаила Слипенчука, Единую Россиию и топ- менеджмента Ростеха попасть в федеральную государственную программу, то во всей остальной России, в первую очередь в Бурятии, вышеуказанные проблемы решены.

PS: В качестве дополнительной страшилки. Mitsubishi Heavy Industries является флагманом в мировой  атомной индустрии. После аварии на Фукусиме японцы обеспокоены состоянием морально - устаревших атомных реакторов. По мнению специалистов, в ближайшем будущем Япония и другие страны лидеры в этой индустрии будут обновлять свой атомный «парк». При этом встанет вопрос об утилизации как ядерных отходов, так и самих реакторов. Это конечно маловероятно, но активное участие в мусорном проекте подразделения Росатома «Атомэнергомаш» наводит на не очень хорошие мысли.