Позитив как религия

 

Как сетевой маркетинг губит плохое настроение и мечты о лучшей жизни

 

Вчера замученная бытом домохозяйка, изможденная и вечно недовольная жизнью коллега по работе, грустная безработная, завтра – успешная бизнесвумен, всегда одетая с иголочки и в приподнятом настроении. В ее жизни ничего не изменилось к лучшему, она просто попала в сетевой маркетинг. В списке таких «счастливых» преображений тысячи женщин. Влиянию этого бизнеса поддаются и мужчины. О том, как сегодня работается в сетевом маркетинге жителям Бурятии и откуда у них фирменная нестираемая с лица улыбка, в материале «Республики».

Сетевой маркетинг - это вид бизнеса. Это прямые продажи и способ расширения организации, когда под одним человеком (руководителем) находится несколько подчиненных. Основная идея в том, что один человек может эффективно руководить только ограниченным количеством людей. А те в свою очередь руководят своими подчиненными и т.д. Главная идея – магазин без необходимости аренды помещения и склада и найма продавцов, без четкого графика работы и фиксированных зарплат. Продавцами товара становятся все желающие, которые потом могут дорасти до руководителей своей ветки продаж. Однако все ли так радужно, как кажется?

«Сетевики» в Сибири

В России сетевой маркетинг появился в начале 90-х годов после принятия «Закона о кооперации». Первые компании заходили именно через Сибирь. В Новосибирске базировалась фирма прямых продаж по продвижению БАДов. Продукция фирмы популярна и сегодня, так как основывается на производстве препаратов для снижения веса. Уже в 90-е годы людей, работающих в сетевом маркетинге на улице было легко вычислить. Деловой костюм, клетчатые портфельчики (с продукцией внутри) и широкая улыбка. Все это выделяло дистрибьютеров в толпе хмурых лиц, из среды людей в китайских спорткостюмах и видавших виды кроссовках. Американский образ делового человека слабо приживался: в российских регионах с тяжелыми условиями выживания населения улыбаться тогда было не особо принято.

Это был период, когда денег у подавляющего числа населения не было, каждый пытался заработать на чем угодно. А эти «чудо-люди», точно знающие что делать и как продавать какой-то заморский товар, предлагали идеальную схему разбогатеть за считанные месяцы.

Так в стране, в том числе и в Бурятии, строился бизнес МЛМ - способ реализации товара или услуг путем продажи его через независимых партнеров (дистрибьюторов).

В республике пик расцвета сетевых компаний пришелся на начало нулевых годов. Американские, шведские, китайские, японские и российские компании строили бизнес, завлекая новых адептов. В продажу шло буквально все: от косметики, бытовой химии, БАДов до посуды, одежды и книг. Одно время московские коммерсанты придумали даже свой бизнес по типу МЛМ по продаже спиртных напитков. Самой известной российской сетевой компанией была «Довгань». Но с начала нулевых бурное развитие сетевого маркетинга в регионах пошло на спад.

Секрет улыбки на миллион

Сегодня «сетевики» на пике популярности. Количество компаний МЛМ сейчас только в Бурятии насчитывается несколько сотен, сред них есть и собственные республиканские.

Этот бизнес притягивает тысячи людей в свои ряды. Секрет прост – в очень выгодных условиях работы и возможности неограниченного заработка для каждого. Сотрудники фирм МЛМ с удовольствием демонстрируют в соцсетях свое благосостояние: роскошный заграничный отдых, богатые подарки от компании, дорогие автомобили, квартиры и дома, а также множество счастливых друзей. Причем все это не афишируется в СМИ – это главное правило МЛМ-бизнеса. Обо всем этом могут знать только «избранные» - сотрудники той же структуры МЛМ.

Набор новых сотрудников сегодня ведется через интернет или по «сарафанному радио». Удивительно, но существует немало примеров, когда люди, побывав в МЛМ разочаровываются.

«Друзья нашей семьи привели меня в американскую компанию. Сетевой маркетинг строился на куче семинаров по предпринимательству, покупке книг по психологии и т.д. Обещания были заманчивые. Например, те же друзья говорили, что за полгода стали богаче, купили машину, дачу, ездили на дорогой курорт вместе с лидерами компании и т.д. Я помню эту эйфорию. На семинаре так промывают мозги, что реально начинаешь верить, что разбогатеешь легко и готов горы свернуть. Моя эйфория прошла быстро. Год мучений от работы в «сетевиках» принес только долги. А мои друзья, оказалось, врали. Чтобы купить дачу и машину они тоже брали кредиты. Это бизнес не приносил им такой большой доход. Они больше тратили на подтверждение своего лидерства деньги. Я за них боюсь, наверное, «сетевой» - это даже секта какая-то», - рассказала улан-удэнка Марина Игумнова.

Действительно, кроме показных фотографий в интернете, а также рассказов о своем успехе на различных семинарах для новичков, сотрудники МЛМ подтвердить свой доход от «сетевого» не могут.

Мы попытались связаться с несколькими, так называемыми, лидерами разных сетевых компаний в Бурятии. Вопрос был лишь один – как удается получить такой доход? Ответ поразил. Все уверяли, что всего лишь создали большую ветку компании, которая активно работает. Но при этом некоторые «забыли» упомянуть, что помимо сетевого маркетинга занимаются и другими видами бизнеса. Например, держат свой магазин одежды, кое-кто оказался успешным фотографом, а кто-то работает в индустрии развлечений, где получают солидную зарплату.

Причем бывшие адепты «сетевого» говорят примерно одно и то же. Например, о том, что приходилось больше вкладывать, чем зарабатывать, а в числе разбогатевших лидеров всегда оказывались одни и те же люди. То есть у новичка шансов получить обещанный доход практически нет. Откуда же ощущение счастья?

Секта или самовнушение

О том, что бизнес МЛМ может использовать методы сект – опасных для психического здоровья религиозных объединений, говорят многие обыватели. Но так ли это?

На самом деле за рубежом этот вид бизнеса существует уже больше 50 лет и за это время успел выработать свою стратегию существования и завлечения новых активных членов продаж. Однако психологические приемы более прозаичные, чем кажется.

« Бизнес-тренинги, тренинги личностного роста и даже просто лекции о предпринимательстве – это рядовые методы. Многие компании и не только сетевой маркетинг, их применяют. Командные занятия помогают объединить коллег и продвинуть бизнес. Но надо отличать, что секта наносит психологическую травму человеку, может дать ложную установку. Скорее всего, нечто подобное происходит в сетевом маркетинге. Люди от фривольных вечеринок, бесед и рассказов о легком успехе заряжаются энергией. Это даже элементы внушения и лингвистического программирования. То есть человек воодушевляется, думает, что у него все получится. На деле, если не получается, то человек либо разочаровывается, либо продолжает прибывать в фанатическом состоянии добиться во что бы то ни стало. Тогда берутся кредиты и убытки появляются. А человек продолжает всех уверять, что у него все хорошо, что он богатеет. На деле это не так. Это опасно может быть. Все зависит от степени внушаемости. Более негативные последствия будут у людей, склонных к азарту. То есть человек готов «проиграть» все, но остановиться уже не сможет», - поясняет психолог Константин Клементьев.

Что касается улыбки, то Константин Клементьев уверил, что это известный психологический прием. Если человек улыбается, он автоматически на подсознательном уровне более приятен окружающим. Людям с улыбкой больше доверяют, подпускают их ближе к себе. Но важно, чтобы улыбка была искренней. А вот над этим и работают тренинги с самовнушением, которые используют «сетевики».

Прозаичное будущее

«Сетевой маркетинг – это не полноценный бизнес. А вот сама система такого дохода – это уже сбывающееся будущее на рынке труда. Сейчас все больше людей стремится к удаленной работе, к гибкому графику, к самовыражению и творчеству. Это дает в какой-то степени сетевой маркетинг. Я могу попытаться объяснить в двух словах принципы привлечения сотрудников такими фирмами. Если компания зарекомендовала себя, не нарушает закон, ее продукция не вредит здоровью людей и т.д., то она испоользует психологические уловки. Сегодня на рынке труда преимущество имеют сотрудники, которые уже обладают репутацией профессионалов. Эту репутацию в стандартных ситуациях нужно заслужить, годами. А вот в сетевом маркетинге – нет. Здесь для человека создают модель поведения, которая позволит даже без образования, без нужных навыков сразу рекламировать себя, как личность, как профессионала», - поясняет коуч центра бизнес-тренингов, Екатерина Загозина.

По словам Екатерины, сейчас активно развивается такое направление, как самопиар специалиста. То есть, человеку необходимо создать вокруг себя ореол успешной жизни, показать свой личный бренд и тогда он сможет добиться желаемого веса в обществе в рабочей среде. На примере «сетевого» это выглядит, как ведение нескольких страниц в интернете, личного блога, можно даже написать свою книгу об успехе. И пусть успеха никакого и нет, главное – всех убедить. То есть, продавец медицинских товаров может и не иметь медицинского образования, но его научат показывать себя потребителям, как профессионального доктора.

Получается, что фотографии и рассказы о сытой и красивой жизни – это просто элемент для поддержания имиджа, якобы, разбогатевшего на МЛМ человека. Собственно, это немного проливает свет на то, что сетевых компаний сейчас множество, и они для всех обещают неограниченный доход. Но вот многотысячная армия их последователей пока так и остается лишь с мечтами о богатстве.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»