Секрет банкротства

 

Как и почему  закрывались легендарные компании Бурятии.

 

На протяжении десятилетия Бурятия успела растерять крупные предприятия, такие как  «Амта», «Макбур», «Байкалфарм». Закрылся один из самых амбициозных брендовых проектов «Белая Юрта»  Еще ранее канули в Лету первые продуктовые монополисты «Пеструшка» и «Гевс». Не говоря про советских монстров: Эмальпосуду, Стеклозавод, Электромашину, БМДК, Кристалл - Ливону, Тонкосуконный комбинат, Сотниковскую и Онохойскую птицефабрики, и многих других. Вал банкротств не прекращается и сегодня, только в прошлом году банкротами себя объявило более 250 предприятий.

«Централка» задалась вопросом, что помешало торговым и производственным гигантам работать в Бурятии, какие ошибки были допущены собственниками и возможно ли крупное предпринимательство в республике как таковое.

Бизнес с пушкой у виска

О том, что стало причиной неудач и можно ли сегодня говорить о привлекательности бизнеса для молодежи, рассказали сами предприниматели, прошедшие через взлеты и падения своих фирм.

Один из республиканских депутатов и владелец в конце 90-х годов одного из первых крупных предприятий Бурятии согласился раскрыть карты. Спустя несколько лет после того, как обанкротилось его детище, он смотрит на ситуацию иными глазами. Он уверен, что его успешной предпринимательской модели жить и развиваться помешали бандиты, «бандиты от государства и от криминала».

- Если вспомнить начало 90-х годов, людей из тюрем тогда выпускали, чтобы бизнес подобрать. Когда распался Советский Союз, во всех сферах жизни делали что угодно. Никаких ценностей у людей не было. Эти ценности люди ищут до сих пор. Кто-то в религии, кто-то в деньгах. Но ценности и успех лежат на поверхности, - говорит предприниматель.

По его мнению,самой удачной моделью предпринимательства является система наследования в других странах. Например, во Франции, Италии по такому принципу развивается виноделие. Клановость и передача общего большого дела от отца к сыну и по фамильной линии – это всегда залог больших достижений. В России таких крепких связей нет. В любом деле все наследственные нити перерубаются. Поэтому каждый человек, решивший заняться предпринимательством, сталкивается с необходимостью искать что-то новое, свою нишу, которая никем не занята. С каждым годом делать это все сложнее.

- Когда я начинал в 90-е годы было сложнее работать. Каждый хотел захватить успешный бизнес. Лично мне три раза в жизни к виску приставляли дуло заряженного пистолета. На одной из деловых встреч моего партнера даже убили на моих глазах. Тогда и служба приставов была чистым вымогательством. Если не платишь отступные, бизнес приостанавливают, бумаги изымают, предпринимателя садят за решетку, - вспоминает он.

Несмотря на то, что сегодня система стала более цивилизованной, по мнению предпринимателя, беспредел никуда не делся, просто он сегодня проходит на легальном, государственном уровне.  

Стратегия на нуле

- В Бурятии, как и во всей стране, весь бизнес принадлежит чиновникам. Нет среды, где могут взойти молодые ростки, а трава должна прирастать полем. Так и в предпринимательстве, условия для бизнеса должны быть общими. Сейчас же, чтобы сохранить свое предприятие, предприниматель должен идти в политику и там искать пути развития, - объясняет он.

В свое время он также пытался найти новое поле для деятельности. В правительстве с коллегами наш собеседник пытался создать кадровый резерв. Отбирали 400 молодых и перспективных ребят, на которых республика могла бы сделать ставку в будущем. Но проект провалился. Оказалось, что в Бурятии проще создать региональный фонд, бизнес-инкубатор, поставить своего человека и так работать с предпринимательством. Бизнес-инкубатор, по его мнению, все идеи консервирует, развития нет, нет помощи, эффекта начинающим и опытным предпринимателям. 

У любого предпринимательства должна быть стратегия, план на будущее. Но в Бурятии любые идеи делают в перспективой лишь на 1 год и так, чтобы “выгорело” сейчас. А что будет в будущем с этим проектом никому не интересно.

Масло в огонь подливает и налоговая, которая «способна вытрясти душу из предпринимателя». Ставки в банках не дают возможности планировать, система дорого обходится предпринимателю, а без кредита никуда.

На самом деле предприниматели невыгодны никому и ставки по финансированию и госпрограммам делаются всегда только на крупных игроков бизнеса. Мелкий и средний бизнес всегда обречен.

Как делать не надо

Главной неудачей в прибыльном бизнесе нашего собеседника стала  неподготовленность к кризису 1998 года. Валюта подорожала, конкуренты наступали на пятки. Ставки в банках по кредитам взлетели до 1,5 - 2 тыс процентов в год. Кредит стал разорением. В результате предприятие стало самым крупным и горьким банкротом Бурятии.

Сегодня начинающим предпринимателям экс-депутат и экс-бизнесмен дает несколько важных советов.

Если решил начать свое дело,  не нужно бояться. Только не надо пытаться заработать всех денег. Те, кто гонится за деньгами становятся рабами этой гонки пожизненно. Главное в любом предпринимательстве – оставаться человеком. Лучше, если есть надежный тыл – семья и дети и о них необходимо заботиться в первую очередь.

Мошенничество, обман, отъем денег - в бизнесе краховая модель поведения,  бандитские методы, ведущие в тупик. К тому же, по его словам, успех любого нового дела не в его окупаемости, а в долгосрочности. Предпринимательство и бизнес отличаются. Ведь предпринимательство – это стремление предпринять действия, полезные обществу и параллельно заработать на этом деньги. Поэтому успешным окажется то дело, которое будет улучшать среду, условия жизни людей или решать какую-либо проблему общества в целом.

И самое важное – знать законы. Незнание юридических тонкостей и неумение рассчитывать – самая большая ошибка многих новичков.

- Когда много лет назад я был в США, меня поразила там одна модель работы. Эту схему считаю идеалом для общества и для бизнеса в целом. Но она почему-то нигде не работает. А стоило бы внедрить ее и многие сферы жизни стали бы удобнее и совершенней. Так вот, там есть принцип взращивания партийных кадров. Когда у лидера партии, у любого политика есть свои преемники. Приходя к власти он готовит программу действий на ближайшие годы. Если он уходит из власти, за него его работу по готовой программе продолжают преемники. Так, исключается то, что сейчас творится во многих странах – со сменой лидера, меняются законы, меняются правила и т.д,- заключает он.

С чего начать свое дело

Другой предприниматель, в прошлом владелец компании «Белая юрта», Евгений Метальников дает два важных совета на своем примере.

Во-первых, необходимо найти хорошего юриста и финансиста. Перед любым шагом в бизнесе нужно подвергать действия трехсторонней оценке специалиста. Важно помнить, что перед тем, как взять кредит нужно рассчитать свои возможности.

Предприниматель вспоминает, что в 2000-х годах кредит в банке можно было взять под честное слово, сегодня сложнее. Кроме баснословных процентов, банки требуют с предпринимателя заложить имущество и даже целый бизнес, как гарантию своевременной выплаты. Поэтому любое коммерческое предприятие в Бурятии сегодня требует детального обдумывания и лишь затем решительных действий.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»