Жители Бурятии оплатят кредиты ТГК-14

 

Ноябрьское повышение тарифов на тепло и горячую воду покроет часть процентов по кредитному долгу компании, который составляет более трех с половиной миллиардов рублей. А кредиты компания брала в том числе, чтобы выплатить высшему руководству зарплат и премий на 55 миллионов рублей.

 

«Меньшее зло»

Напомним, что с 1 ноября тарифы на горячую воду и тепло в республике существенно повысятся. Как сообщила ИА «Байкал Дейли», за тепло теперь придется платить 1923,45 рублей за одну гигакалорию вместо прежних 1867,4, горячая вода теперь обойдется в 129,54 рубля за кубометр против 125,93. Всего рост тарифа составит ровно 3%.

О том, что тарифы повысятся стало известно от главы Бурятии Алексея Цыденова в ходе прямой линии в конце октября. Тогда высшее должностное лицо республики одобрило инициативу ТГК-14 и назвало его «сбалансированным решением».

«Да, к сожалению, тарифы будут повышаться. В первую очередь, по теплу. Есть решение суда, есть решение ФАС. Федеральной антимонопольной службой в рамках досудебного урегулирования принято решение о том, что ТГК-14 за предыдущие года недособирали 200 млн рублей из-за занижения тарифа, им недоиндексировали. Мы сейчас должны будем принять решение, которое позволит эту сумму дособирать. С одной стороны, конечно, это плохо. Для населения любой рост тарифов, не совсем то, к чему мы стремимся. Вместе с тем, тот износ инфраструктуры, тот износ сетей, который есть, конечно, это требует ремонта и содержания, и здесь нужно выбирать между плохим и ужасным. Если мы в зиму будем иметь аварии постоянные и, не дай бог, кого-то заморозим, то это большее зло, чем постепенное, незначительное повышение тарифа», - заявил глава.

Лояльное отношение Алексея Цыденова к решениям ТГК-14 можно объяснить тем, что через цепочку бенефициаров компания принадлежит РЖД и соответственно правительству Российской Федерации.

О том, какие именно пункты расходов ТГК-14 были «недоиндексированы» и за какой период, узнать оказалось достаточно сложно. В ТГК-14 от комментариев отказались и попросили обратится в республиканскую службу по тарифам. РСТ в свою очередь ничего нового не сказала, лишь уточнив сумму, которую Бурятия должна «дособирать» для ТГК-14, она равняется 222 миллионам рублей.

Пролить свет на «тайну тарифа» удалось с помощью самой Федеральной антимонопольной службы, которая выносила досудебное решение. Как оказалось, действительно, в марте текущего года ТГК-14 обратилась в ФАС с заявлением рассмотреть спор энергетической компании и РСТ Бурятии. Всего было подано четыре заявления на общую сумму около 800 миллионов рублей. В итоге они частично были удовлетворены, причем львиная доля удовлетворенных требований коснулась обслуживание набранных ТГК-14 кредитов в период с 2007 по 2015 гг.

“Убыточная компания”

Необходимо напомнить, что формирование тарифа происходит за счет учета экономически обоснованных расходов ТГК-14 на тот или иной год. Для расчета долгосрочного тарифа  2016-2018 гг, о котором сегодня идет речь, учитываются параметры 2015 года, который принято считать базовым. Так как регулирование долгосрочное, то в данном случае применяется метод индексации необходимой валовой выручки, которая сможет покрыть не только расходы базового периода, но и расходы последующих лет..

Регулятором тарифа является Республиканская служба по тарифам, которая решает насколько обоснованные данные предъявляет монополист и насколько они согласуются с законами и постановлениями в области тарифообразования. Часто или почти всегда между РСТ и ТГК-14 возникают разногласия. Понятно, что ТГК-14 всегда будет стремиться заложить как можно больше расходов, чтобы итоговый тариф был побольше. Задача РСТ отстаивать интересы потребителя, поэтому по логике она должна оспаривать каждую копейку и пытаться выиграть для жителей Бурятии минимально возможный тариф. Арбитром в этом споре становится либо суд, либо управление регионального тарифного регулирования ФАС России, это называется досудебным разрешением споров.

В тарифе по Бурятии на тепло и горячую воду в итоге были дополнительно учтены расходы по обслуживанию кредитного долга, который сегодня равен трем с половиной миллиардам рублей, а ежегодные проценты по нему составляют более 400 миллионов рублей. Масса долга наращивалась с 2007 года, практически с самого начала работы компании в Бурятии. В основном кредиты взяты на пополнение оборотной деятельности. ТГК-14 считает, а ФАС России соглашается, что деятельность компании убыточна на протяжении всего периода 2007-2015 гг. Соответственно, дефицит финансирования, возникающий вследствии формирования убытков, компенсируется за счет привлечения кредитов. А обслуживание данных кредитов по закону можно заложить в тариф, что и было сделано.

И все им мало

Примечательно, что обслуживание кредитов, взятых  на инвестиционные программы, техническое перевооружение и капитальный ремонт имущества в тариф заложены быть не могут. Наверное поэтому кредиты на инвестиционную деятельность компанией в рассматриваемый период 2007-2015 гг. привлечены не были.

Тем не менее, компания попыталась включить данные расходы в тариф напрямую. Соответствующие требования на сумму более 150 миллионов рублей были заявлены. Но так как, по закону данные расходы должны финансироваться не и средств себестоимости тарифа, а за счет прибыли, то они удовлетворению не подлежат.

Кроме это предъявленными, но неудовлетворенными ФАС оказались например расходы на содержание аппарата управления ТГК -14. Компания потребовала заложить в тариф на 2017- 2018 гг фактическую среднемесячную заработную плату сотрудников аппарата управления, которая составила в 2015 году 93 824 руб. Тем не менее данные траты все равно так или иначе были заложены в тариф путем компенсации расходов на обслуживание кредитов, привлеченных для пополнения оборотных средств.

Любопытно, что при постоянном упоминании убыточности и высокой закредитованности, высокие зарплаты для ТГК-14 не редкость. Если средняя зарплата работников аппарата управления в 2015 году была более, чем в три раза выше средней заработной платы по республике, то зарплаты и премии высшего руководства компании просто не поддаются никакой логике.

Согласно годовому отчету компании за 2015 год, при чистой прибыли в 10 миллионов рублей, ТГК-14 выплатила восьмерым членам правления  более 55 миллионов рублей зарплат и премий. Это примерно 6,9 миллиона рублей на человека. Значит, большая часть содержания руководства была выплачена не из чистой прибыли, а из оборотных средств, а значит, в том числе из привлеченных кредитов.

Таким образом, если рассуждать логически, сегодняшнее повышение тарифа можно отнести в том числе и  на эти расходы.


Евгения Балтатарова, «Центральная газета»