Голос Кочевников - феномен современной бурятской культуры

 
Обсуждаем  закулисье самого известного бурятского музыкального фестиваля, а также культуру, политику и современное искусство  с министром культуры Бурятии Тимуром Цыбиковым и директором республиканской филармонии Натальей Улановой. 
 
Евгения Балтатарова: Вот уже в седьмой раз прошел фестиваль, думали ли вы в самом начале, что Бурятию будут идентифицировать по этому событию?
 
Тимур Цыбиков: Мы именно такую цель и ставили. Вернее мы ставили две цели, чтобы было интересно  людям, которые живут здесь и тем, кто к нам приезжает в гости. Конечно мы тогда были преисполнены мыслей, что с развитием туризма нужно создавать, не хочу сказать бренды, но знаковые мероприятия, которые бы притягивали людей. В принципе с этой задачей мы справились   На протяжении последних трех лет люди активно едут на фестиваль, едут из Иркутска, из Красноярска из Новосибирска, Казани. Информация всё равно расходится, хотя я считаю, что Наталья Владимировна не дорабатывает, я каждый год требую размещения рекламы непосредственно на сайтах в Иркутске и Чите, Новосибирске, но у нас как всегда в последний момент денег не хватает. 
 
Евгения Балтатарова:  Вообще мне кажется, что каждый уважающий себя город имеет какой - то фестиваль потому, что это говорит о каком - то уровне культурном, уровне самосознания. Я  к сожалению не была на всех предыдущих днях фестиваля нынче, но на пикник завершающий сходила, и меня поразило, что публика совершенно другая, чем обычно. То есть у нас город - то провинциальный,  и все мероприятия культурные имеют определённую, знакомую всем до боли атмосферу.  День города - прекрасный пример.  А тут как - будто со всех концов выбралась та публика, которая слушает другую музыку,  не мейнстримовскую, которая совершенно по - другому одевается, я видела девушку с синими волосами ниже попы. Концентрация такой молодёжи вокруг  по сути этнического фестиваля, это тоже для вас было ожидаемо или всё - таки стало сюрпризом?
 
Наталья Уланова: Сюрпризом не было. Если вспомнить самое начало, наш фестиваль  действительно был очень национальным, были тувинцы, монголы, ну и конечно наши буряты. Я как - то посмотрела в зал, а там публика  вся старшего поколения, которая любит народную музыку. «А где молодежь - то?» - подумала я. Где вообще другие люди, туристы? И уже на следующий год у нас был Дэвид Браун и Браззавиль, Даха Браха, мы поняли, что надо смешивать музыку, и аудитория фестиваля начала меняться. Люди услышали, что Голос Кочевников это не скучно, это не только фольклор, не только бурятская музыка, хотя она прекрасна. Такой ход притянул аудиторию, которая слушает музыку вообще, это и ценители и музыканты. Многие из них в обычной жизни находятся в андеграунде и фактически живут  от Голоса до Голоса. 
 
 
Евгения Балтатарова:  Меня  на пикнике порадовало ещё и то, что к чисто андеграундной молодёжи присоседился и хипстерский мейнстрим. 
 
Тимур Цыбиков: Так ведь это хорошо, помню в какой - то год я себя неожиданно спросил: «откуда все эти красивые, умные и талантливые молодые люди, неужели они живут в нашем городе?» Голос Кочевников проявил этих людей, вывел их в так называемый мейнстрим, вот они приходят, они есть,  здесь, сегодня, сейчас. И радость - то от того, что люди остаются, люди живут тут, работают. Например пресс- секретарь «Метрополя» Маша Ханхунова, замечательная девушка и по - мому она балдеет от нашего фестиваля. 
 
Евгения Балтатарова:  Пресс- секретарь Агентства лесного хозяйства Саша Егорова, ей тоже нравится.
 
Тимур Цыбиков: Если говорить об андеграунде, важно, чтобы фестиваль не превратился в какое - нибудь Нашествие  с морем пива и неадекватными людьми. У нас положительная атмосфера, так и должно остаться.
 
Наталья Уланова: И акцент на то, что мы открываем новую музыку. Года три назад известный наш российский продюсер Александр Чепарухин, который привозит звезд  на различные фестивали, захотел поработать и с нами. У него прекрасные группы, но тогда я его спросила: «Саша, а чем же мы тогда будем отличаться от других фестивалей?  Мы же хотим, чтобы у нас был какой - то экслюзив, иначе это получается тур музыкантов, которые кочуют из фестиваля на фестиваль. А мы становимся просто очередным городом. Тогда какой резон нам называться Голосом Кочевников?»
 
Мы пошли по - другому пути, мы музыкальные первооткрыватели. Для многих наших исполнителей выступление на Голосе  - это первое выступление в России вообще. Мы ищем их по всему миру. Философия у фестиваля такая,  у нас вы увидите и услышите то, что никогда не увидите и не услышите ни по радио, ни по телевизору, разве что в интернете. Мы открываем новый мир. 
 
 
Евгения Балтатарова: Да, мне кажется хорошая музыка, современное искусство не всегда этим статусом и деньгами измеряется. Есть совершенно прекрасные группы, известные десятку людей, но при этом критики превозносят их до небес. 
 
Тимур Цыбиков: В этом и есть фишка - открывать, у нас же всё хорошее рождается от бедности. Может быть проще было пойти по Чепарухинскому пути, брать раскрученных звёзд, привозить сюда и говорить какой прекрасный мы тут делаем фестиваль, но у нас денег на это нет. Поэтому путь был выбран другой, Наталья уже сказала как мы выбираем музыкантов. Оттого, что это еще не очень раскрученые артисты мы можем позволить оплатить им гонорары, да и им самим это интересно, чтобы раскручиваться, расширять географию своих гастролей. В конечном итоге это начало давать результаты. Грузинская группа Мгзавреби, их не было изначально в программе нынешнего фестиваля, но они приехали фактически на свои деньги потому, что у нас уже бюджета не было, но они  хотели принять участие в фестивале Голос Кочевников, им было важно находится в афише фестиваля. 
 
Евгения Балтатарова: То есть наш фестиваль уже есть на карте российской фестивальной жизни, рейтинг наверное какой- нибудь?
 
Наталья Уланова: Нас пока нет в шорт листах Афиши типа «Куда поехать этим летом», но надо посмотреть  какие фестивали  там есть. Всё что вокруг Москвы и около:  Дикая Мята, Нашествие, Усадьба Джаз. Вообще это отдельная глава, как  в эти заветные списки  попасть и как в дальнейшем развивать фестиваль. Несмотря на то, что вроде это всё круто круто, я ощущаю некую стагнацию за эти семь лет. Хочется - то действительно тысячи людей на берегу Байкала с палаточным лагерем и чтобы туристы были и из России и из-за рубежа, и в принципе ты понимаешь, что для этого нужно, но вот этого «нужно» у нас пока нет к сожалению. 
 
Тимур Цыбиков: Как бы смешно это не казалось, но это проблема бюджетов и проблема инфраструктуры. Мы даже место сегодня не можем выбрать, где бы провести такое мероприятие на берегу Байкала. Либо должны как власть говорить, что это всё бесплатно в рамках развития  туризма, пожалуйста, все приезжайте. Нам это проще всего можно было сделать, но для этого нужны деньги, либо должна быть территория, где можно как - то обилечивать людей, зарабатывать на инфраструктуре, питании, напитках и прочее. Но это тоже все очень сложно реализуемо, пока. Самое главное, что можно угрохать кучу денег, но людей - то не получить в результате. Поэтому работа должна быть системной по наращиванию темпов, к сожалению, пока она не удается. Вот эти кризисные годы, которые наступают, они  нам  возможности сужают. 
 
 
 
Наталья Уланова: Нас часто сравнивают с фестивалем «Ридду - Ридду» на севере Норвегии, я там один раз была. Прекрасный звук, супер артисты, тоже никому не известные, но у фестиваля тем не менее есть имя. Я так подумала, всё так классно, но людей - то, зрителей всё равно мало, как они выживают  вообще? Оказалось, что фестивалю понадобилось 20 лет, чтобы получить государственное финансирование и организовать такой звук и артистов не за счёт зрителей. Они ещё и кормят там всех, талоны выдают. Билеты конечно продаются, но чисто символически. То есть бюджет. В таком виде это может жить только так. В России это частично государство, ну или какой -то глобальный спонсор, Газпром, пивные гиганты раньше это делали.  Причём в Норвегии на «Ридду Ридду» у них нет задачи туризм развивать или ещё что - то, они просто сохраняют саамскую культуру.
 
Евгения Балтатарова: А федеральное финансирование бывает таких фестивалей как наш?
 
Тимур Цыбиков: Бывает, но нам не удается туда попасть. Хотя и федерация сейчас пытается сокращать, да и акцента у них нет именно на такую музыку как наша. Проблема ведь у нас еще и техническая, не хватает специалистов по звуку, свету и т.д. В этом году звукача привезли откуда - то…
 
Наталья Уланова: Из Франции.
 
Тимур Цыбиков: Да, из Франции, с нашим звуковиком чуть не подрались… (смеется).  То есть тоже проблемная такая вещь. Ну и пассивность населения. Мы понимаем, что с успехом прошли выступления барабанщиков ASKA из Японии, БГ,  но  если бы мы сделали эти же концерты под открытым небом в Энтографическом, я не знаю сколько бы людей пришло. 
 
Наталья Уланова: Просто программа фестиваля, как мне кажется, она ориентирована больше на приезжего зрителя, который  в теме, который хочет каких - то музыкальных впечатлений и поедет за ними куда угодно. Большая часть этой молодёжи пестрой, это ведь студенты, которые учатся где - то за пределами Бурятии и приезжают сюда на каникулы. Им интересно, они привыкли в этом вариться, это уже потребность.  При этом, многие здешние жители живут без этого весь год  и им этого не надо, как их уговорить, если они этого не ели никогда?
 
Тимур Цыбиков: Ну почему же, они ведь приходят!
 
Евгения Балтатарова: Возможно приходят чисто из-за события? 
 
Тимур Цыбиков: Может быть, в последние годы у нас идет бешеное развитие социальных сетей, в этом году все ленты, Вконтакте, Фейсбук, Инстаграмм всё забито Голосом, но это же люди, которые здесь живут, работают. Аудитория Голоса это всё - таки трудоспособное, активное население, которое в том числе может себе это позволить.
 
Наталья Уланова: Ну позволить - то оно может, другой вопрос - хочет ли? 
 
Тимур Цыбиков: Хочет?! А полные залы нынче?
 
Евгения Балтатарова: Вкусы ведь меняются, если давать людям что - то новое, право выбора слушать ту или иную музыку…Условно Бадма - Ханду Аюшееву или что - то в стиле Голоса Кочевников. 
 
Наталья Уланова: Да у нас действительно идеология  просветительская, а это всегда не просто, все  как в первый раз, у меня всегда ощущение физическое, что идёшь по тайге  и топором себе дорожку пробиваешь, потому, что… как вот рассказать людям, что такое группа Даха Браха например?  Как объяснить, что это круто, ребята! Пока не услышат, ведь не поверят. 
 
Тимур Цыбиков: Ну вот тогда и рождается мысль, что для населения это должно быть бесплатно, если оно носит просветительский характер. Оно должно быть доступно, это оупен эйр, из праздного любопытства все придут, потом постепенно начнут к этому привыкать.
 
Наталья Уланова: Тогда нужен бюджет соответствующий…
 
Тимур Цыбиков: Да, бюджет, который будет это все закрывать,  ну не такой уж и большой на самом деле. 
 
Наталья Уланова: Что касается пиара, если делать всё по -взрослому, на что у нас как правило нет денег,  то начинать раскрутку, объявлять о программе фестиваля надо как минимум в январе. Нужно работать с туристическими компаниями, с мощными федеральными медиа, это  всё деньги. 
 
Тимур Цыбиков: У нас механизмы бюджетного планирования , я бы так аккуратно сказал, не совсем корректные.  У нас все большие  мероприятия, в том числе в сфере культуры, зафиксированы в перечне общественно - значимых мероприятий, которе утверждаются на уровне правительства республики. Я на протяжении многих лет пытаюсь доказать, что так невозможно работать не только в сфере культуры, но и во многих других,  потому  что должно быть планирование трёхлетнее. Если я дай бог добьюсь финансирования всех наших фестивалей, конкурсов и т.д.  в декабре, то только с нового года мы начинаем работать более менее конкретно и верстать программу. А  до этого времени мы даже не знаем сохранимся мы в перечне или нет. А в этом году, когда все начали оголтело сокращать бюджет, готовы были вырезать всё и вся, у нас же под нож попало много мероприятий, которые нам с трудом удалось отстоять только в мае. И, честно говоря, готовили всю  летнюю палитру мероприятий, начиная от музейных выставок и заканчивая всеми нашими фестивалями, фактически на свой страх и риск, потому, что будут деньги или нет не было понятно до самого конца.
 
Наталья Уланова: А как подтвержать с артистами, у которых все планируется за год?
 
Тимур Цыбиков: Поэтому мне кажется, что мы должны финансироваться не через перечень общественно - значимых мероприятий, а именно по нашей государственной программе «Культура Бурятии», у нас должны быть обозначены мероприятия, имеющие стабильный характер, например ежегодные,  а мы министерство уже будем регулировать. 
 
Евгения Балтатарова: Расскажите про артистов. Как удалось БГ завлечь, тем более с такими сложностями планирования?
 
 
Наталья Уланова: Я не знаю, для меня это какое - то чудо. В этом году юбилей Далай ламы, я  подумала, может сделать что - то посвященное этому событию? А кто бы из артистов подходил? Естественно первая мысль - это БГ.  Он конечно супер звезда и не подходит под принципы нашего фестиваля, но честно говоря БГ давно вне категорий.  Я просто написала на их сайте менджеру Максиму Ланде, что у нас есть такой фестиваль, юбилей Далай ламы, а мы буддийский регион, вы у нас никогда не были, может пора посетить? Он человек очень демократичный, сказал Ок. Я до последнего не верила, что они прилетят. Ведь звезды такого масштаба сразу шлют многостраничные контракты, а они выслали только технический райдер, ни паспортных данных  для  покупки билетов, ничего. Но в итоге всё завершилось благополучно. Они оказывается следят за фестивалем, вообще в теме. И это классно, ведь репутация для нас очень важна. Все кто у нас был из артистов хорошо отзываются об органзации, о приеме. Для нас это одна из главных задач, чтобы артисты уехали с прекрасными впечатлениями и рассказали коллегам по цеху, сми, всему миру, как тут здорово. 
 
Тимур Цыбиков: Вообще, что касается отзывов, недавно летел в самолете и читал копоративный журнал S7, про наш фестиваль было написано, очень приятно. Иркутяне  как- то написали прекрасный отзыв в интернет - журнале «Провинция», там ведь целая песня о том «почему этот фестиваль не у нас». Кстати в этом году мы имеем реальный шанс  Голос Кочевников потерять! Люди посмотрели что происходит и одна промоутерская иркутская компания предлагает перевести фестиваль в Иркутск. Но я Наталье говорю, что этого делать нельзя, потому, что это наш фестиваль. Он должен быть здесь. Хотя с другой стороны обидно, что у соседей  больше ценят, чем дома. Хотя и у нас люди начали понимать. Вот Александр Евгеньевич Чепик (запредправительства по экономике) говорит, что за эти годы Голос Кочевников стал лучше, хотя он не особо бывает, но, видимо также как Андрей Аносов (редактор газеты «Номер Один»)  понял это по реакции людей, по атмосфере. Особенно в этом году из-за соцсетей. 
 
Наталья Уланова: В Москве не могут поверить, что  у нас здесь есть островок современной культуры, музыка - то продвинутая, актуальная, совсем не провинциальная. Столичные любители музыки часто завидуют нам.  Я хочу сказать спасибо, что за все эти годы сколько существует фестиваль в министерстве  ни разу меня не подвергли критике по поводу списка  приглашённых артистов. Доверяют. И это приятно. Есть свобода творчества, это дает мощнейший энергетический толчок. 
 
Тимур Цыбиков: А есть  такая точка зрения , нам говорят: «ну если вы называетесь Голос Кочевников, то и музыка у вас должна быть такая, бурятская, тувинская, многольская…» Мы же говорим, что это вообще выражение такое. Музыканты по своей сути все кочевники, они постоянно в движении. Для нас в этом смысле кочевник  символ свободы. Наша музыка - музыка мира, но почему - то многие этого понять не могут. Может быть нам название поменять?
 
Наталья Уланова: Это такое опять же консервативное мышление. Составляя программу фестиваля, хочется разрушить эти штампы.В прошлом году у нас были французы Сolt Silvers совершенно не имеющие никакого отношения к этнической музыке. Или Nova Heart  из Китая. Поэтому уже фестиваль не этнической музыки, а фестиваль музыки мира.  Интересно увидеть как музыканты живут и творят, и там и сям, но при этом остается фольклор, остается этническая музыка и другие направления, опять же это расширяет горизонты. 
 
Тимур Цыбиков: «Наадя» в этом году, абсолютно хипстерское явление…
 
Наталья Уланова: Главное же надо объяснить. Вот русский  современный фольклор, пусть и хипстерский.
 
Тимур Цыбиков: Городской романс!
 
Наталья Уланова: Главное чтобы было не скучно! 
 
Евгения Балтатарова: Я поняла о свободе фестиваля, о его эксклюзивности, и замечтаельно, что фестиваль родился в недрах министерства, что необычно для наших реалий. Вы сказали, что у вас нет цензуры внутри министерства по поводу выбора той или иной группы. А общеполитическая цензура не давлеет? Ну например, могла ли Даха Браха приехать в этом году?
 
Тимур Цыбиков: Конечно приехала бы. У нас  есть совершенно четкие установки на государственном уровне  продолжать сотрудничество не только с Украиной, но и вообще со всеми странами чтобы ни случилось. Культура - это мост объединяющий. Можно сегодня сжигать политические или еще какие - то мосты между странами, но культурные мосты должны оставаться в целости и сохранности, потому, что всегда приходит время для отступления,  а культура должна сохранять контакты. Сегодня нельзя представить культуру российского народа и украинского разобщенной. Послезавтра все помирятся, политики поменяются, к власти придут другие люди. Поэтому нельзя сжигать сегодня ничего. 
 
Евгения Балтатарова: Но при этом посмотрите насколько в той же Москве много скандалов на этой почве именно в культурной среде…
 
Тимур Цыбиков: А мне кажется неправильно начинают трактовать, например  ситуация с Мединским и Соловьевым, проговорили «патриотично - не партиотично», что монгол победил,  все переврали и совершенно нет в этом ничего такого. 
 
Наталья Уланова: Земфиру хотят сегодня распять, что украинским флагом помахала. 
 
Тимур Цыбиков: Так она же наоборот сказала, что украинский народ не причём, ну сидят там политики у власти, но народ - то причём? Культура одна. 
 
Наталья Уланова: Поэтому я не припомню, чтобы нам кто - то что  - то рекомендовал, кого приглашать, а кого нет.  С этими фестивалямя живешь как - будто в другом мире, без политики,  даже не задумываемся. 
 
Тимур Цыбиков: А грузины у нас когда были?
 
Наталья Уланова: В этом году.
 
Евгения Балтатарова: Не в 2008-ом получается. (смеются) 
 
Евгения Балтатарова: Вот смотрите, существует фестиваль уровня Москвы, Питера, Норвегии, но беда - то в том, что ваша аудитория находится на расстоянии 5-6 тысяч километров в лучшем случае. Это серьёзная проблема?
 
Наталья Уланова: Конечно. Большая часть фестивального бюджета у нас уходит на билеты. У меня есть мечта привезти большой шикарный коллектив из Аргентины,  но мы не можем это себе позволить потому, что там 14 человек! Кроме этого есть проблема логистики вообще. Казалось бы, Китай близко, но в этом году у нас не приехала группа из Китая, потому, что рейс летает один раз в неделю. В итоге люди купили билеты через Сеул в Иркутск, оказалось, что у них нет транзитной визы, но их никто не предупредил, и в Корее их не выпустили. Очень неудобно, прямые  международные рейсы в России все завязаны на Москву. Японцы летели к нам  через Пекин  до Иркутска. Дальше мы их всех везли  на автобусе со всеми их барабанами.  Далеко живем. При этом каких - то артистов долгая дорога отпугивает, а каких - то наоборот. Сидит человек на Ямайке или Зимбабве, получает имейл  из Улан-Удэ с приглашением и думает: «О, супер, я не знаю где это, но я поеду!»
 
фото Анны ОГОРОДНИК