Последние материалисты

 
Что коллекционируют жители Бурятии и почему страсть к собиранию предметов скоро канет в прошлое.

 

Исследователи ушедшей эпохи СССР говорят, что коллекционирование те времена захлестнуло всех и вся: от мала до велика. Этому способствовал товарный дефицит. Любой полезный и не очень предмет ценился на вес золота.

Наши бабушки и дедушки занимались своего рода коллекционированием: об этом нам напоминает хрустальная посуда, которая есть практически в каждом доме, и домашняя библиотека – предмет гордости семьи, с расставленными на полках томами советской энциклопедии и сочинениями классиков.

Кроме уже упомянутых марок, самым распространенным среди советской молодежи было коллекционирование фантиков от конфет и жвачек. Яркость, азарт и неподдельный восторг приносили очередное пополнение незатейливой коллекции для ребят особенно, когда удавалось «оторвать» или выменять у знакомого заветный переливающийся календарик или фантик от заграничной жвачки.

Коллекции и тогда отличались своим разнообразием: разные значки, календарики, пробки, открытки, игрушечные солдатики были практически у каждого мальчишки и девчонки, являясь для них предметом гордости и своеобразным сокровищем, которые хранились в специальной коробочке. Всем этим хвастались, обменивались, дарили и даже отбирали.

Еще наши мамы и бабушки коллекционировали фотокарточки с советскими актерами. Как вспоминает 57-летняя улан-удэнка Инна Дмитриевна, портреты любимых советских актеров она заказывала через «Поссылторг СССР» обычным письмом, где указывала фамилии нужных ей артистов кино. Правильный адрес она узнавала в журнале «Советский экран».

- В ответ приходила пачка фотокарточек, стоило все это копейки, - рассказывает женщина.

Новое поколение коллекционеров

С началом гласности, а затем и с наступлением девяностых в страну хлынул огромный поток товаров, которые молодежь в 90-е годы начала коллекционировать. Чаще всего это были вкладыши и наклейки, в которые заворачивались жвачки. Мальчики собирали вкладыши с машинками, а девочки – с фото из сериала «Элен и ребята» или Love Is. На переменах в школах любили играть в фишки. На фишках были изображены герои различных кинофильмов или видеоигр. Например, с с героями игры «Мортал Комбат» были особенно популярны в середине и конце девяностых. Все это также коллекционировалось и обменивалось.

Важной составляющей детства в девяностых были игрушки из шоколадного яйца «Киндер Сюрприз». Их любят и современные дети, но вряд ли их с их искушенностью можно сравнить с искренним восторгом детей в 90-х. Самые ценными были коллекционные серии игрушек – особенно пингвины, бегемоты и акулы и синие гномы Смурфики. Современные дети вряд ли осознают, в чем была ценность подобных вещей, а вот у тех, кто вырос в 90-е, они обязательно вызовут прилив ностальгии по собственному детству – без смартфонов, интернета и соцсетей, но с фишками, тетрисом и тамагочи.

Мальчики в 90-е любили трансформеров – роботов, превращающихся в машин или самолеты, известные современному поколению по фильмам Майкла Бэя. Также собирались цельные фигурки солдат, индейцев, и персонажкй комиксов – например, черепашек-ниндзя. Ими не играли, а собирали на полке как коллекцию.

Во многих домах была забавная полка в шкафу, заставленная яркими жестяными банками из-под газировки и кофе. Для красоты.

Улан-Удэнец Андрей Баженов был типичным представителем того времени.

Вкладыши от жвачки Bombibom с автомобилями он начал собирать в пятом классе. По его словам, в то время это было повально и не было чем-то особенным. В полную коллекцию входит 60 вкладышей, и он рассказал целую историю о том, как ему удалось собрать их всех.

- Сначала небольшую партию я выменял у одноклассника на наклейки от видео-кассет. Оставшиеся 40 собирал уже сам несколькими способами: покупал жвачки (бывало дублировались уже имеющиеся), -признается мужчина.

Дубликаты обменивались на нужные номера, имеющиеся игрушки от киндера тоже менялись на необходимое. Помогали и просто знакомые.

- Как сейчас помню, очень долго мне до полной коллекции не доставало 56-го вкладыша. И однажды одноклассник брата пришел к нам в гости и принес заветный номер. Я был счастлив, - с ностальгией вспоминает Андрей. - Да, в то время счастье 12-13 летнего пацана заключалось совсем не в смартфонах и гироскутерах.

С тех пор прошло более 20 лет, Андрей вырос, обзавелся семьей, и увлечение коллекционированием осталось в прошлом.

- Однажды, когда переезжали, они попались мне под руку, я их сфотографировал и выставил на обозрение.

Такая вот ностальгия по счастливому детству в 90-х.

Дорогие флаеры

20-летний Цырен Шойнжуров коллекционирует флаеры - листовки в кинотеатрах, на которых напечатана информация о только о новом фильме. Флаеры в России появились в кинотеатрах в конце девяностых, тогда же и появились первые коллекционеры в России. Такое увлечение можно назвать весьма бюджетным, ведь оно не требует никаких вложений - флаеры свободно лежат в прикассовой зоне, и любой может их взять.

Сам Цырен коллекционировать их начал в конце 2008 года, т.е. уже почти 9 лет активно собирает флаеры.

- Идея пришла в голову совершенно случайно, как-то раз взял себе флаеров 10 и решил, что буду коллекционировать. Единомышленников в своем городе я встречал всего двоих, а по всей России их достаточно много, и обмениваться не так уж и трудно.

Друзья и близкие относятся к увлечению молодого человека положительно:

- На самом деле друзья поддерживают меня в этом плане, восхищаются количеством моей коллекции.

Говоря о размерах своей коллекции, Цырен затрудняется назвать точное количество. Учета он не ведет.

- Если честно, я никогда не считал, и на данный момент, думаю, у меня их около 1000 экземпляров, - рассказал он.

Сам Цырен никогда над сутью коллекционирования серьезно не задумывался: просто собирал для себя, потому что нравится сам процесс собирания, при этом он очень любит кино, в частности фильмы по комиксам Marvel и DC. В обычной жизни Цыра, как его называют друзья и он сам, учится во ВСГУТУ на бизнес-информатика, любит играть в футбол – его второе и не менее важное увлечение.

- Раньше также собирал постеры из еженедельников «Футбол», есть неплохая коллекция, но потом забросил, потому что это было достаточно дорого, - признается молодой человек.

Кроме флаеров, индустрия кино может похвастаться довольно распространенной киноатрибутикой. Кинопрокатчики выпускают постеры, киногирлянды, буклеты, календарики, наклейки к фильмам – все это тоже является частью и предметом коллекционирования самых заядлых киноманов. Хотя постеры раздобыть достаточно сложно: для этого нужно иметь знакомства в кинотеатре.

Интернет убивает ценность вещей

В наше время люди продолжают коллекционировать, и предметы коллекционирования остаются разнообразными: кто-то собирает автографы кинозвезд, а кто-то этикетки от спичечных коробков, у кого-то бережно хранятся наклейки и вкладыши. Кто-то собирает пивные крышки, подставки под стаканы, вкладыши из сигаретных пачек, зажигалки, этикетки от алкогольных напитков. И на этом оригинальность коллекционеров не исчерпывается.

Сейчас считается, что увлечение коллекционированием уже уходит в прошлое, уступая место не привязанностью к вещам, а к практическому опыту и непосредственным впечатлениям - поездкам в разные страны, просмотры фильмов и театральных представлений, вкусов новых блюд, о чем люди сразу же делятся в соцсетях со всем миром.

Очень многим страсть к коллекционированию вытеснил интернет, со своей легкодоступностью, мигом превращающий что-то уникальное и дефицитное в предмет массового распространения. Да и человек современной формации сам стремится освободиться от всего материального, что его связывает.

Но все равно «материалисты» никуда не делись, те из нас, кто привык видеть и держать в руках предмет, обладающей ценностью, пусть и не материальной, но персональной. Служащий как бы напоминанием о о тех временах, когда ты испытывал неподдельную радость и удовлетворение от того, что наконец-то пополнил коллекцию очередным «экспонатом».

 

Антон Иршутов, «Центральная газета»