Бермудский треугольник на Байкале

 

Аномальная зона на озере становится причиной страшных катастроф

 

Недавно на Байкале в районе острова Ольхон в воду упал частный легкомоторный самолет Cessna 172R, на борту которого находились трое мужчин и подросток. Инцидент далеко не первый и тревожный. О том, почему в таких историях больше мистики, чем технических неисправностей и почему, возможно, стоит ждать новых катастроф в материале Татьяны Ивановой.

Cessna 172R занимался перевозкой туристов. Двое пострадавших госпитализированы. Очевидцы отмечают, что крушение произошло после того, как самолет пролетел над священной скалой Шаманка.

По рассказам местных жителей, у самолета внезапно «перестал крутиться пропеллер».

«Упал самолет, который с грохотом катал туристов над священным местом - скалой Шаманка (мыс Бурхан). По воспоминаниям путешественников, раньше, даже чтобы проехать неподалеку от этого места, коню обвязывали копыта, дабы пройти тихо и не тревожить «хозяина» острова Ольхон. Сейчас деньги заменили традиции», - писали гневные комментарии жители Бурятии.

Действительно, в этой истории очевидно роковое стечение обстоятельств. Священное место, Великое озеро, пренебрежение традициями (туристы были нетрезвыми) и кара небесная. Да еще дата крушения – 16 июля. Почему это странно?

Пропали с радаров

Дело в том, что история озера полнится подобными катастрофами. Так, одна из свежих и преданных огласке – крушение Ми-2.

В июле 2005 года в озере Байкал обнаружен потерпевший крушение вертолет Ми-2. Двое погибших. Авиакатастрофа произошла в 5 километрах от деревни Качериково в Ольхонском районе. Вертолет Ми-2 совершал плановый облет территории с целью выявления лесных пожаров, внезапно рухнул в Байкал и затонул недалеко от берега. Погибший пилот Иван Яковец, военный летчик 1-го класса, налетал за свою жизнь более 3,5 тысяч часов, воевал в Афганистане и считался одним из опытнейших пилотов Иркутска. Авария произошла из-за нарушения соединения хвостового редуктора с рулевым винтом. В результате вертолет потерял управление, начал вращаться и упал на дно озера Байкал. Известно, что до вылета самолет был полностью исправен. Эксперты осторожно намекали на мистическое стечение обстоятельств. Интересная деталь – дата крушения почти совпадает с 2017 годом – 13 июля.

Еще раньше, в 1941 году также при невыясненных до конца обстоятельствах рухнул военный самолет. Бомбардировщик перегоняли с Дальнего Востока на запад над Бугульдейкой. При перелете через Байкал сопка была закрыта облаками. Командир принял решение повернуть обратно. Один из самолетов сделал неверный маневр. Из документов следует, что он повернул направо, а затем резко налево, ушел в пике и упал в Байкал. Во время Великой Отечественной войны здесь проходил маршрут транспортировки самолетов с Дальнего Востока на запад. Одна из жительниц рассказала, что в тот год пролетало до 40 самолетов прямо над Бугульдейкой. Эта история до сих пор засекречена архивами. По слухам, известна мистическая дата крушения – начало июля.

Одна из самых крупных катастроф на Байкале случилась в начале 80- х, тогда при крушении самолета ИЛ- 14 погибло 48 человек. Произошло оно возле полуострова Святой Нос также летом. Самолёт выполнял рейс 6515 по маршруту Северомуйск—Нижнеангарск—Усть-Баргузин—Улан-Удэ. Из-за сложных метеоусловий Нижнеангарский аэропорт был закрыт, в связи с чем рейс 498 продолжил полёт к следующей промежуточной остановке — Усть-Баргузину, находясь при этом на эшелоне 3600 метров. Над Усть-Баргузином в это время на небе имелись кучево-дождевые облака с нижней границей 1000 метров, ветер был умеренный северо-западный, а видимость составляла 10 километров.

При этом, находясь над Байкалом, пилоты не видели земли и не знали своего точного местоположения, но, тем не менее, они продолжали снижаться. Фактически же Ил-14 находился на 21 километр правее линии заданного пути. Когда пилоты увидели впереди береговую линию, то решили, что это берег материка, хотя на самом деле это был берег полуострова Святой Нос. Влетев в облако, в 16:22 в 21 километре от аэропорта находящийся на высоте 1250 метров  и выполняющий левый разворот самолёт врезался в покрытый лесом склон (крутизна около 40°) горы высотой 1877 метров, полностью разрушился и сгорел. Все 48 человек на его борту погибли.

В своих выводах комиссия указала, что катастрофа произошла по вине экипажа и диспетчера. Первому в вину ставили пассивное ведение самолёта, а также начало преждевременного снижения, не имея данных о своём местоположении. Диспетчер был обвинён в пассивном управлении полётами без учёта фактической погодной обстановки

Грозные духи Байкала

В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала. Сюда, по легенде, спустился с неба главный из ханов - Хаан-Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубуу нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев. В конце 1990-х годов шаманы Республики Бурятии официально признали остров Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят».

За время своего существования Ольхон доказал свою мистичность. До сих пор шаманы предупреждают, что духи Байкала не терпят вторжения. Также по преданиям, над Байкалом нельзя шуметь, чтобы не потревожить грозных духов воды. Тех, кто их потревожит, ждет неминуемая кара.

Так, может эта кара и настигает время от времени непрошенных гостей, как с моря, так и с воздуха?

Есть на Ольхоне и запрещенные для посещения священные места: священная гора Ижимей, призрачный замок Хаан-Хутэ-баабая на Шаманском мысу, на мысе Хобой, скала Дева - окаменевшая жена бурятского шамана, бело-мраморные скалы Саган-Хушун.

Рядом с Хужиром находится скала Шаманка, еще ее называют мыс Бурхан. Это одна из девяти святынь Азии, ставшая свое рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала. А еще пещера на мысе Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. А еще это все-таки святыня, пренебрежение сакральными правилами, очевидно, может дорого стоить несведущим путешественникам и неверующим предпринимателям.

Возможно, сегодня Шаманка требует своего жертвоприношения. Известно, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Посещая священное место, надо помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Это одно из редких мест, которое не было осквернено последующими поколениями.

Не надо осквернять скалы надписями и битьем бутылок, плохими словами и мыслями. Но, к сожалению, именно все это осквернение все чаще приходится наблюдать на сакральных местах бурят. Несколько лет назад вандалы осквернили нецензурными надписями священное обоо на Ольхоне. Частенько здесь можно встретить и мусор, оставленный туристами.

И снова по мистическим обстоятельствам катастрофы случались именно с теми судами, которые создавали шум у сакрального места. В Иркутской области в районе Ольхона всего пару лет, как возобновили перевозки туристов на чартерных самолетах. Кончено, без шума и излишнего веселья не обойтись. Возможно, первые крушения воздушных судов – это только первый сигнал священного места о том, что не стоит человеку в погоне за прибылью вторгаться в обиталище древности. К тому же свободный доступ туристов, не всегда даже поверхностно интересующихся культурой и обычаями бурят вообще обесценивает Байкал и его сакральные территории.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»