Электронные кассы: добро или зло?

 

Бурятские предприниматели в ожидании закручивания гаек.

 

С первого июля 2017 вступил в силу основной этап перехода малого и среднего бизнеса на электронные кассы. С этого времени регистрация в ФНС и предпринимательская деятельность возможна лишь с кассами нового образца, оснащенными фискальным носителем. Данные с него будут отправляться в налоговую службу онлайн.

Сами поправки в законе 54-Ф3, касающиеся использования контрольно-кассовой техники (ККТ), были приняты еще год назад, в июле 2016 года. Согласно этому, переход на новые правила включал несколько этапов: с февраля 2017 года вступал в силу запрет на регистрацию касс старого поколения (с защищенной электронной контрольной лентой или ЭКЛЗ) и обязательная регистрация онлайн-касс. Тем, кто уже работал на кассах с ЭКЛЗ, разрешалось делать это до 1 июля 2017 года. С этой даты наступил основной этап, когда регистрация и работа возможна только на кассах нового образца.

Применение новых кассовых аппаратов зависит от системы налогообложения. Обязанностью в 2017 году это стало для ООО и ИП при упрощенной системе налогообложения (УСН), а также на ОСНО и ЕСХН, где для расчёта налоговой базы применяются показатели реально получаемого дохода. В данных случаях требование выдавать кассовый чек действовало всегда, поэтому те продавцы, которые уже работают с кассовым аппаратом, обязаны его модернизировать или заменить на новую ККТ.

Также в законе присутствует еще одна важная дата: 1 июля 2018 года. С этого момента фирмы и предприниматели, работающие по ЕНВД и ПСН, теряют свое право не использовать ККТ и будут обязаны использовать кассовую технику на общих основаниях. При расчётах за услуги вместо чека раньше они выдавали бланк строгой отчётности (БСО). Кроме того, все торгующие на ЕНВД и ПСН были вправе принимать наличную оплату за товары без каких-либо документов. Только в случае требования покупателя ему выписывался товарный чек. Причина в том, что на ПСН и ЕНВД для налогообложения учитывается потенциально возможный годовой доход в случае ПСН и доход, который вменяется для плательщиков единого налога на вменённый доход (ЕНВД).

Несмотря на обязательство внедрения ККТ в свою расчетную деятельность, реальные доходы на ЕНВД и ПСН по-прежнему не будут учитываться при расчёте налогов. Как объясняют авторы закона, новые кассы для них внедряются с целью обеспечить права потребителей..

Помимо этого существует узкий перечень организаций, которым разрешили не использовать ККТ: это фирмы, ремонтирующие обувь, занимающиеся изготовлением ключей или реализацией народных промыслов. Продажа в киосках газет и журналов, мороженого и безалкогольных напитков в розлив, продажа с автоцистерн молока, кваса, живой рыбы, сезонных овощей, фруктов и бахчевых культур также не требует ККТ.

Касса нового образца

Главная особенность новых онлайн-касс заключается в том, информация о расчетах передается в Федеральную налоговую службу по интернету через посредника - оператора фискальных данных. Таким образом, новая ККТ обязана быть подключенной ко всемирной паутине. В каждой кассе установлен фискальный накопитель — устройство, требующееся для хранения, шифрования и передачи фискальной информации в ФНС.

Предпринимателям предлагалось либо купить новую ККТ, либо же, при наличии технической возможности, модернизировать имеющуюся. Также в законе прописан пункт, касающийся магазинов, расположенных там, где нет возможности поключения интернета. Им все равно нужно приобрести кассы с фиксальным накопителем, но разрешается не отправлять данные в ФНС ежедневно: она их будет проверять 1 раз в год, при замене ФН.

О затратах

Наиболее сильный удар по финансам от данной инициативы был нанесен по предприятиям малого бизнеса. Во-первых, это цена за новый ККТ, самый простой вариант обойдется минимум в 20000 р. Ко всему прочему ежегодно оплачиваются услуги ОФД (3000-4000 р.), обновление фискального накопителя (около 8000 р.), оформление и установка ЭЦП для регистрации ККТ: 3000 р., плюс ежемесячная оплата услуг-интернет провайдера, которая обойдется от 1000 до 3000 р. в зависимости от типа подключения.

Для таких регионов как Бурятия общая сумма на приобретение, регистрацию и обслуживание кассы довольно внушительна, с учетом того, что неофициальный средний доход населения колеблется в районе 15-20000 руб. Помимо этого существует проблема нехватки оборудования. В некоторых случаях сообщалось, что сроки поставки нового оборудования могли достигать от 45 до 60 рабочих дней.

Штрафы за несоблюдение также ударят по карману. За работу без контрольно-кассового аппарата юридическим лицам грозит взыскание от 75 до 100% от стоимости проданных товаров, но не менее 30 000 рублей. Индивидуальным предпринимателям, руководителям организаций и их заместителям – от 25 до 50% от суммы реализованной продукции, но не менее 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчета превышает 1 млн рублей, работа предприятия может быть остановлена на срок до 90 суток, а должностным лицам грозит дисквалификация от 1 года до 2 лет. Также предусмотрены штрафы для тех, кто использует кассы, не соответствующие установленным требованиям, отказывает клиенту в предоставлении кассового чека в электронной форме или бумажном виде.

Новая кассовая техника предоставляет новые возможности как государству, так и бизнесу и покупателю. Однако больше всего, в первую очередь, заинтересовано государство, которое усилило контроль над бизнесом. В конечном итоге данное нововведение позволит налоговой знать практически о всех покупках, совершаемых на территории России.

Для предпринимателей плюс в том, что кассу теперь можно зарегистрировать онлайн. Также говорится о создании атмосферы честной конкуренции, в условиях прозрачности которой недобросовестные налогоплательщики не смогут минимизировать свои налоговые обязательства. Автоматизация предполагает и снижение бумажной отчётности для бизнеса.Покупатели смогут получать электронные чеки по E-mail или SMS. В случае потери бумажного чека, информацию о покупке можно будет восстановить.

Новый закон еще дорабатывается и далек от полной конкретики. В целом, тем, кто работает на упрощенной и вмененной системах налогообложения, все равно, будут ли их чеки собираться и отправляться в налоговую или нет. Вся суть в затратах.

Двойной контроль

Многие фирмы, применяющие ЕНВД, удивляются: зачем налоговой заставлять покупать кассовый аппарат и проверять их расходы, если налог все равно не зависит от количества проданного товара и выручки и платится из расчета от занимаемой площади.

Смысл введения онлайн-кассы на ЕНВД отменяет саму суть налога на вмененный доход,- считают часть предпринимателей.  

Существует законопроект, согласно которому предприниматели, применяющие ПСН и ЕНВД, смогут рассчитывать на налоговый вычет в размере 18 тыс. рублей за каждый приобретенный и зарегистрированный кассовый аппарат. С помощью него они смогут уменьшить сумму налога, вносимого в бюджет. Однако он еще находится на рассмотрении.

Опять же непонятна история с перечнем районов, где нет интернета. И какие области и по каким критериям будут туда попадать.

Также не все ясно с тем, как будут взяты во внимание реалии сельской жизни, где большая масса покупателей отоваривается в долг у магазина.

Нынешнее законотворчество идет к увеличению прозрачности предпринимательской, что определенно облегчает работу налоговой службы по взиманию налогов. Этот процесс закономерен в современном мире.

Разительно против него были те, кому действительно есть, что скрывать. Остальные законопослушные предприниматели хоть и были недовольны из-за довольно значительных издержек с непонятной перспективой их хотя бы частичного возмещения, но все же смирились, так как закон есть закон.

Мы ввели электронные кассы, потому это обязательное требование. Для бюджета это хорошо, большая прозрачность операций, - говорит предпринимательница Арюна Цыбикова, владелица бурятского этномагазина Zam. - На нашей деятельности это не сильно отразилось. Пришлось, конечно, потратиться на приобретение нового аппарата.

Владелец Dorio’s Pizza Евгений Инкин сообщил, что его пиццерия перейдёт на онлайн-кассы в следующем году.

- Изначально было понятно, что усиливается контроль проверяющих органов, но бизнесу нечего скрывать, если он делается прозрачно, а налоги платятся исправно, - отметил Евгений. - Мне ничего не остаётся, как следовать букве закона.

Получается, что наиболее ущемленным в данной ситуации опять оказывается малый бизнес, тот самый, который президент РФ просил «не кошмарить».

 

Антон Иршутов, «Центральная газета»