Порочный круг насилия, денег, коррупции и равнодушия

 

Азербайджанцы, изнасиловавшие двух бурятских девушек в конце марта, все - таки уйдут от ответственности. Резонансное и чудовищное преступление уже совершенно точно сойдет насильникам с рук. Вместо 20 лет в тюрьме гости из солнечного Азербайджана получат совсем немного и уже скоро смогут выйти на свободу.

 

Напомним, что в конце марта 2016 года Улан-Удэ потрясло двойное изнасилование гражданами Азербайджана двух девушек: несовершеннолетней из Прибайкальского района и совершеннолетней девушки из Улан-Удэ. С несовершеннолетней молодые люди 19 и 26 лет познакомились в интернете и приехали к ней в гости, посадив в машину, они отвезли ее в лес недалеко от Турунтаево и по очереди изнасиловали. В тот же вечер, возвращаясь в Улан-Удэ, они подобрали еще одну девушку возле ночного клуба «Гавана», представившись таксистами. Заблокировали дверь и увезли свою жертву на Богородский остров, за 8 километров от города. Там же в машине они изнасиловали девушку, угрожая ей убийством. Когда насильники отвлеклись, девушке удалось сбежать. Насильники долго кружили на машине по округе, пытаясь ее найти, но она хорошо спряталась и смогла добраться до города пешком. Сами следователи считают, что девушку хотели убить, иначе зачем было отвозить ее так далеко от города, а потом еще и искать. 

Вчера пресс- служба Следственного комитета Бурятии сообщила, что нашумевшее дело об изнасиловании завершено и после положительного заключения прокуратуры отправлено в суд. При этом, стало известно, что теперь уголовное дело строится по одному эпизоду вместо двух. Эпизод с несовершеннолетней из дела исключен, так как потерпевшая изменила показания. Теперь девушка настаивает, что половой акт с молодыми людьми был добровольным. На основании этого дело было прекращено. Исключение этого эпизода придает делу совсем другой оборот. Максимальное наказание за изнасилование несовершеннолетних  - 20 лет, совершеннолетних, не повлекшее за собой смерти по неосторожности или тяжкого вреда здоровью - до 10 лет. Таким образом, отказ девушки от своих первоначальных показаний скостил насильникам будущий срок как минимум вдвое, как максимум на 100%.  У одного из насильников вообще есть шанс получить условный срок. 

В эпизоде совершеннолетней жертвы, жительницы Улан-Удэ, все квалификации остались в силе. Кроме того, что действия старшего из насильников 26- летнего «жениха», по данным «Республики», вскоре у него должна была состоятся свадьба, считаются не изнасилованием, а насильственными действиями сексуального характера.  Отличие изнасилования от действий сексуального характера в том, что за первое предусмотрено наказание от четырех до десяти лет, а за второе всего от трех до шести. В случае с этой конкретной жертвой  половой акт был, но анальный, то есть извращенный, что по всем законам логики должен караться большим сроком. Однако, УК РФ придерживается такой квалификации, что анальный и оральный половой акт, очевидно, менее унизителен и болезненен для женщины, чем вагинальный. 

Примечательно, что сама жертва узнала о такой квалификации только из СМИ. Адвоката у девушки по - прежнему нет, а следователи, видимо, настолько спешили избавиться от дела, что ни во что ее не посвящали. Для самой потерпевшей пресс- релиз ведомства стал шоком, она хотела бы более жестокого наказания именно для старшего насильника, поскольку он был основным зачинщиком и причинил ей большей страданий, и именно от него звучали угрозы убийства. 

Вернемся к эпизоду с несовершеннолетней. Напомним, что «Республика» уже высказывала свои опасения по поводу того, что обвиняемые попытаются уйти от ответственности. В статье «Кровавый мальчишник на Богородском острове» мы писали о том, что жертв, особенно несовершеннолетнюю жительницу Прибайкальского района, уже запугивают и предлагают деньги, а на защиту своих «мальчиков» вышла практически вся азербайджанская диаспора Бурятии. Однако, тогда Следственный комитет выдал ответный пресс- релиз, в котором уверил, что прекращение уголовного дела невозможно по инициативе жертвы, в случае, если бы несовершеннолетняя девушка забрала заявление под давлением или получив деньги. Так как преступление является публичным и особо тяжким. Также в ведомстве уверили, что на этот случай располагают всеми возможностями уберечь жертв изнасилования от общения с другой стороной. 

Что оказалось в итоге? Дело по эпизоду несовершеннолетней все - таки прекращено по инициативе жертвы. Как нам сообщили в СК, формулировка там немного другая - девушка отказалась от своих показаний и заявила, что половой акт был добровольным. На тот момент ей уже было больше 16 лет (в России возраст согласия). Поэтому у следователей не было оснований продолжать вести это дело. Казалось бы, какая разница между «забрала заявление» и «изменила показания», результат все равно один - дело, чудовищное, общественно - опасное, связанное с похищением и угрозой убийства прекращено по одному слову запуганной или щедро одаренной деньгами девушки. С точки зрения закона следователи правы. Однако, кто на этом свете поверит, что молодые люди, с разницей в несколько часов вступят с одной девушкой в добровольный половой акт, а другую жестоко и извращенно изнасилуют?

Прокуратура, перед тем как дать заключение, должна была учесть и эти моменты. В социальных сетях, например, уже сейчас растет волна возмущения и все чаще упоминается имя заместителя  прокурора Бурятии Талеха Магомедова, азербайджанца по национальности. Мы не утверждаем, что столь высокопоставленный человек с безупречной репутацией мог как - то повлиять на ход дела, однако, людскую молву никуда не денешь. Не имея иного объяснения такой вопиющей насправедливости по отношению к несчастным девушкам, обыватели всегда смогут найти причину. Правоохранительные органы, вопреки обещаниям, не смогли защитить жертв, как не смогут посадить насильников на реально большие сроки.  По словам опытных адвокатов, исключение эпизода с несовершеннолетней фактически развалило дело. Судя по всему, мужчины ранее не судимы, им обязательно найдутся положительные характеристики, а то и малолетние детишки и старики на попечении. Старший, 26 - летний насильник так вообще может  отделаться  очень легко, вплоть до условного срока, в России таких прецедентов много. 

Как уже не раз писала «Республика», половые преступления в нашей стране не считаются чем - то очень страшным. Например, сами жертвы изнасилований очень редко обращаются в полицию, потому, что знают, что основная моральная вина, вне зависимости от того, как  и почему произошло изнасилование, ляжет на них. И дело не в окружающих людях, а именно в работниках органов, так как в основном это мужчины. Даже в обыденном пресс- релизе работники СК смогли донести до нас свое отношение к этому делу.

«После этого она попрощалась с друзьями и одна села в машину. К сожалению, ее не смутил тот факт, что в салоне помимо водителя находился еще один молодой человек, и пахло спиртным».

Насколько будет циничен судья Октябрьского районного суда, покажет время. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»