Сельское хозяйство Бурятии - игра в русскую рулетку

 
Фермерский бизнес в  республике в последнее время стал очень опасным занятием, как для самих фермеров, так и для чиновников, которые должны им помогать.
Деликатный вопрос
 
Людям во власти очень трудно признать, что  ведущих отраслей или какой - то специализации у Бурятии сейчас нет. Всё равномерно находится в жопе на низком уровне. Однако Бурятию упорно называют сельскохозяйственной республикой, на этом профиле настаивают не только официальные власти, но и  общественники. Все, например, знают о масштабном проекте Хамбо ламы о возрождении номадного овцеводства. 
 
Однако даже в хорошие  советские времена, имея 9% сельхозугодий от общей площади республики, мы не были сельскохозяйственным регионом. Что уж говорить  про сегодня. Анализируя экономику советского периода можно сказать, что более развитой в Бурятии была всё - таки промышленность, которую к сегодняшнему дню мы почти всю растеряли.  
 
Видимо, на промышленном и любом ином будущем Бурятии поставлен крест, раз из года в год и чиновники и депутаты ломают копья о вопрос   развития сельского хозяйства. Как некий магический камень, эта сфера нашей экономики притягивает  интерес общества и  влиятельных структур, что при определённых обстоятельствах  даёт старт трудноуправляемым процессам. Давайте разберёмся почему.  
 
Роковой РАЛИК
 
Пять лет назад, когда в министерстве сельского хозяйства сменился глава, и на смену  усатому и весёлому джидинцу Жаргалу Батуеву пришёл скромный и кудрявый Александр Манзанов,  республике выделили один крупный транш на поддержку сельского хозяйства - почти миллиард рублей.  Никто тогда не знал, что эти деньги окажутся роковыми.  
 
Ни для кого не было секретом,что молодой  Манзанов был протеже не менее молодого зампреда по экономике Александра Чепика. Протолкнуть на пост министра своего человека  было большим достижением для зампреда, который и сам недавно приехал в Бурятию. Поэтому фигура Манзанова изначально вызывала раздражение недоброжелателей Чепика и стала предметом особой заботы со стороны последнего: тронуть Манзанова, значит тронуть  зампреда.  Так и получилось, спустя  несколько лет, в погоне за головой варяга, пришлось убрать Манзанова. И история, поверьте, совсем не закончилась. 
 
Вернёмся к пресловутому миллиарду. Таких денег республика  не видела давно. В некой эйфории, министерство сельского хозяйства лоббирует создание государственной  агролизинговой компании, с тех пор она несколько раз поменяла название, но в “быту”  как - то прижился РАЛИК. Причём создавалась эта компания уже на костях старой лизинговой конторы со 100% государственным участием - РГИЛК.  РГИЛК был создан аж в 1999 году, также для поддержки сельхозпроизводителей путём продажи в лизинг необходимой техники,  но  к десятилетнему юбилею мало чем мог  похвастаться. История там была точно такой же как сейчас, но в меньших масштабах.  Фермеров активно агитировали брать технику,  но техника не  сильно помогала увеличить прибыль, начались невыплаты,  суды, возвращение техники РГИЛКу и т.д. На тот момент, когда ожидался московский транш, принимать деньги в эту контору было бессмысленно, дело уже шло к банкротству, поэтому РГИЛК создал себе дочку РАЛИК, в которую эти деньги и были закачаны. На них РАЛИК купил сельхозтехнику, самыми знаменитыми стали трактора фирмы Бюлер, которые с лёгкой руки тогдашнего журналиста “Информ Полиса” Сергея Басаева  в народе прозвали “бухлёрами”. 
 
Линия огня
 
Всё это проходило на фоне крайне болезненных скандалов. Почему- то  большинство противников этого предприятия считало, что для местных фермеров было бы целесообразнее  закупить более дешёвые отечественные аналоги. Бухлеры правда тянули на несколько миллионов рублей, что для неразвитого, зачаточного сельского хозяйства было непозволительной роскошью. Однако от тракторов марки, скажем, Беларус, толку было бы не больше. Не в тракторах, как говорится, дело.  
 
Но почему - то  именно этот скандал растянулся на несколько лет, и ни на минуту не угасал. Хотя в республике  вообще немало проблем  в гораздо больших масштабах и в гораздо большем денежном выражении.  Может быть потому, что тема села, его экономики, его поднятия - сама по себе болезненная точка в сознании каждого политика? Ведь добрая половина Народного Хурала родом из деревни, притом деревни, которая при их бытности была другой, где село  и сельское хозяйство было неразрывным алгоритмом, залогом стабильности и хорошей жизни? Только вот непонятно, как депутаты думали решить глубокие социально- экономические проблемы  села этим “жалким” миллиардом?
 
Тем не менее, вопрос РАЛИКА, сельского хозяйства, Манзанова и Чепика  к определённому времени  подогрелся до  точки кипения.  Как раз тогда когда фермеры ожидаемо перестали выплачивать лизинговые платежи,  а РАЛИК закономерно начал их взыскивать с пенями за просрочку, позже начались суды  с банкротством и прочими прелестями.  Депутаты  также вполне ожидаемо встали на защиту фермеров, то есть народа. То есть вопрос  из экономического  превратился в политический, точнее он всегда таким был, но тут  просто всё встало на свои места. И понеслось. 
 
Итоги войны
 
Не будем углубляться в уголовное дело  Александра Манзанова, который получил 2,5 года в колонии и возможно получит ещё  десять, оно занимает не один десяток томов.  Манзанова, вообще, очень жалко. При несовершенстве и избирательности нашей правоохранительной и судебной системы, сказать однозначно, что этот вор, а этот приличный человек нельзя, всё решает фортуна, и она от Манзанова отвернулась.
 
Говорят, что он начал сотрудничать со следствием. В общем -то у него и не было других вариантов изначально.  Имеет ли эта информация отношение к нашумевшему задержанию директора “Солнца Тугнуя” Александра Баранова на прошлой неделе, который обвиняется в подлоге документов при получении субсидии? Возможно. Значит ли это, что посадки фермеров, также  получивших субсидии от Минсельхоза Бурятии будут в будущем? Тоже вероятно. Значит ли это, что Чепика скоро тоже посадят,  коррупция будет побеждена, а сельское хозяйство Бурятии будет процветать, как об этом пишет “Новая Бурятия”? Ну, а вот это вряд ли. 
 
Во - первых как - то странно связывать Чепика и Манзанова в одну связку.  Да. Манзанов был протеже Чепика, но у министра сельского хозяйства ведь есть непосредственный начальник -  председатель правительства, глава Бурятии Вячеслав Наговицын. И судя по внутренним документам того же РАЛИКА, присутствие Наговицына в лице некоторых людей и финансовых групп прослеживается чётче, чем  история с зампредом, её,  честно говоря, там вообще нет. 
 
Однако мораль сей басни заключается   не в Чепике, а в том, что  бурятские  чиновники и депутаты физически не могут работать вместе. Интриги, популизм и личные амбиции довели ситуацию до такой стадии, на которой невозможны никакие глобальные преобразования. Хотели помочь сельскому хозяйству субсидиями, пересажали и тех кто давал, и тех, кто получал. А  работа самого минсельхоза вообще остановилась,  субсидии просто не выдаются, а вдруг посадят? То есть изначальная задача - то выполнена, в основном все довольны, коррупционеры своё получили, а что дальше? На какой стадии находится проект по развитию сельского хозяйства?  Сколько миллиардов и сколько новых РАЛИКов нам нужно, чтобы понять, что  вперёд идёт только время, а мы  всё там же, со своим величием, стоим на месте.