Поцелованные вождем

 

Как проходил визит президента Путина в Бурятию.

 

Его приезда ждали с того момента, как в начале мая этого года Владимир Владимирович вышел на связь с погорельцами из бурятского села Черемушки. Тогда он пообещал, что приедет в республику, чтобы лично принять результаты восстановления села. Как нельзя удачно это решение совпало с выборной кампанией в республике, в которой участвует назначенец Путина Алексей Цыденов.

Однако, на деле, в ходе визита 4-5 августа Черемушкам было уделено не более пяти минут по видеосвязи. Путин спросил, довольны ли местные жители качеством жилья, есть ли у них вопросы. В ответ один из участников видеомоста - ветеран войны и труда Иван Голощапов (не первый и наверное не последний) попросил Путина еще раз стать президентом, о чем президент Путин обещал подумать.

Основные же события, связанные с приездом Путина, развернулись вблизи поселка Танхой, где недавно был открыт визитный центр «Байкал Заповедный». Прямо на границе Бурятии и Иркутской области, что задало тон не только прошедшим там совещаниям, но и всему визиту.

Фигура планетарного значения

Четыре утра, сонные и зевающие журналисты ждут отъезда двух больших автобусов с правительственными номерами от гостиницы «Одон» в Улан-Удэ . Позже мы узнаем, что именно в эту гостиницу был заселен кремлевский пул «не очень важных сми», так как «важные сми» в Танхой были привезены на трех военных вертолетах Ми-8, очевидно, из более респектабельных гостиниц столицы Бурятии. Местные журналисты, стало быть, вообще ни в какие пулы не входят и имеют меньше всех прав на доступ к телам и событиям. Тем не менее, они тоже «освещали» приезд президента, как могли.

На часах почти девять утра, долгую дорогу скрашивает легкое возбуждение, витающее в воздухе. Как - будто праздник какой - то. Коллеги весело смеются, что - то обсуждают, как подростки в предвкушении концерта очередного поп-идола. И ведь правда, кто сегодня оспорит статус Путина- супер - звезды?

И все, что окружает Путина тоже очень похоже на большой и красивый аттракцион, демонстрирующий мощь, заставляющий хлопать в ладоши и нервно смеяться. Тут ведь важен даже не сам Путин, важны мелочи: снайперы, водолазы, снижающиеся и взлетающие вертолеты, нервные люди в черном, полицейские в парадной форме и начищенные до блеска автомобили и многое другое. Все как в кино.

Когда на узкую площадку возле визитного центра с ювелирной аккуратностью приземлился один из двух личных вертолетов президента, подняв пыль и в секунду разрушивший двухдневную работу старика - дворника, у панорамного окна пресс- центра собралась внушительная толпа журналистов, в основном местных. Кто - то не выдержал накала, послышались аплодисменты. На что федеральные смишники только криво улыбнулись. «Что мы, “дедушку” не видели?».

Среди них был и Андрей Колесников из Коммерсанта, тот самый, который «летописец вождя». Из закрытого пресс- центра сотрудники пресс- службы Кремля время от времени выдергивали сми из важного пула, чтобы снять тот или иной кадр или комментарий, но для Колесникова была приготовлена индивидуальная программа. Колесников 18 лет ездит с Путиным по просторам страны, написал о нем несколько книг, можно сказать, он построил на Путине карьеру и создал особый журналистский жанр, называемый «колесниковщиной», для которого обязательно наличие в тексте Путина, чиновников и простых людей. Канонический текст по Колесникову это сценарий ситкома (комедии положений), в котором чиновники глупые и заискивающие, народ простой и угрюмый, а Путин мудрый и спокойный.

Колесников держится обособленно даже в кремлевском пуле. Задумчиво курит, левой рукой старательно выводит заметки на рваных листках тетрадки “в клеточку”. Потом неожиданно куда - то исчезает. А вечером на сайте Коммерсанта появляется текст о том как Путин выпускал мальков омуля в Байкал. Один журналист, одна история. Но какая!

«Ему тут запрещали. Он не понимал»

“Владимир Путин между тем внимательно разглядывал мальков. Кто-то из сопровождающих сачком зачерпнул штук сто и показал президенту. Владимир Путин забрал сачок, и понес мальков в воду. Тут, в воде, у самой пристани, он увидел еще одного рабочего, который что-то мастерил около длинного желоба.

— Здорово! — окликнул его президент.

— Здорово… — угрюмо ответил рабочий, не обращая никакого внимания на президента и почему-то не добавив: «Коль не шутишь…»

Президент окунул сачок в воду и вытряхнул мальков в Байкал.

— Да это!.. — воскликнул еще один сопровождающий. — Нельзя!

Он имел в виду, что эти мальки были тут для демонстрации жизни в неволе и не были созданы для свободы.

— Чего нельзя? — удивился Владимир Путин.

Ему тут запрещали. Он не понимал.

И он зачерпнул еще один сачок и выпустил и этих тоже. И еще один.

— Осторожно, главное — ботинки не замочите! — заклинали его.

— Ничего, с ботинками разберемся… — бормотал Владимир Путин, черпая из ванны очередную порцию мальков.

Он намерен был переловить и отпустить их всех до единого, в этом можно было не сомневаться.

— Вот отсюда выпускаем! — взмолились сопровождающие.

— Че надо делать? — заинтересовался президент.

Ему показали ручку, которую следовало дернуть, чтобы мальки пошли по желобу в озеро.

Владимир Путин нажал, открылся затвор, но мальки не спешили наружу, и их стали смывать в Байкал с помощью воды из ведра.

— Ну-ка дай ведро, — сказал президент рабочему, который метал воду в желоб без остановки. И теперь это делал Владимир Путин. Казалось, он наконец нашел себе достойное занятие, но тут ведро у него аккуратно забрали: не его это все-таки, решили, забота.

— Не дают ничего сделать… — пожал плечами президент.

Перехватили инициативу

И если история с мальками условно была для Колесникова, так сказать, «для фиксации образа в сознании поколения», то все остальное тоже представляло из себя сложную систему скрытых и не очень знаков. Приезд Путина как многослойный торт. Заявленные темы совещаний в Танхое: экология Байкала и пожары - всего лишь крем; поддержка Цыденова на выборах -корочка; вмешательство во внутриэлитную борьбу Иркутской области-коржи и основная цель.  

Недаром, героем этого визита стал ранее не известный широкой публике мэр Черемхово, небольшого города с население в сто тысяч человек в Иркутской области Вадим Семенов. Единорос Семенов также возглавляет ассоциацию муниципальных образований в регионе, созданную специально для борьбы с администрацией «красного» губернатора  Сергея Левченко, после неожиданной победы последнего на выборах в 2014 году.

Их приглашают обоих, рассаживают за столом напротив друг друга. Путин с удовольствием удава, сжимающего кольца вокруг жертвы, публично троллит Левченко на его вопрос о добыче полезных ископаемых в центральной экологической зоне Байкала для строительства дороги на Ольхоне.

“Вы там на Ольхоне яму хотите выкопать?” “Сколько будет стоить строительство дороги не знаете?”

А потом с таким же удовольствием получает приглашение от Семенова на день города Черемхово, удостаивает его личной аудиенции, при камерах поит чаем с шиповником, спрашивает за российский футбол и прочие глупости, а потом остается с ним наедине.

Вечером того же дня уже был готов приказ об отставке председателя правительства Иркутской области Александра Битарова, серого кардинала региона, без поддержки которого Левченко никогда бы не стал губернатором, личного врага Вадима Семенова.

Без Битарова Левченко резко ослабнет, что может сказаться на его «выживаемости», шансы на досрочную отставку повышаются, а нового кандидата на это место Путин уже фактически представил.

 

Евгения Балтатарова, «Центральная газета»