33 бедствия “Солнца Тугнуя” или как огуречная политика Бурятии зашла в тупик

 
Первая и, наверное, последняя попытка  республики освоить нечто инновационное  и современное в производстве разбилась о выращивание простецких огурцов. Тут может быть только два объяснения: либо полная бизнес- импотенция, либо  тотальная коррупция, культивируемая любителями государственной халявы.

 

Криминальное растениеводство

Осенью 2013 года  минсельхоз Бурятии анонсировал открытие круглогодичного тепличного комплекса в Мухоршибирском районе - “Солнце Тугнуя”. Этот комплекс должен был  стать образцовым, с использованием современных методов капельного полива, освещения, питания, а также малообъёмной гидропоники на территории почти в гектар.  Проект был реализован при помощи государства, в декабре 2010 года предприятию было выдано  около 64 миллионов рублей, в ноябре  2011 - го ещё около 15- ти миллионов.

Несмотря на бесперебойное финансирование, строительство теплицы почему - то растянулось на два года. И даже после завершения строительства  мухоршибирские огурцы жители Бурятии  почти не заметили. А  спустя год генерального директора компании Александра Баранова арестовывают и садят в СИЗО города Улан-Удэ по обвинению в мошенничестве и хищении денег в особо крупном размере. По сообщению прокуратуры,  Баранов использовал подложные документы  для получения субсидии в минсельхозе,  что по логике правоохранителей, привело  бюджет к убыткам.

Сегодня никто не комментирует задержание Баранова, разве только в связи с уголовным делом бывшего министра Александра Манзанова, поэтому “Республика” решила проследить судьбу первого огуречного проекта Бурятии и попытаться понять, что же и когда пошло не так.

Проклятый проект

При первом же взгляде на документы появляются вопросы. Во - первых, удивительно, но “Солнце Тугнуя”  по договору с минсельхозом уже в 2011 году, то есть спустя несколько месяцев после выделения субсидии, должно было выдать около 30 тонн огурцов, а в 2012 аж 450 тонн.  Но ведь тепличный комплекс открылся только в 2013- ом году, так по крайней мере сообщала пресс- служба минсельхоза.  Почему  ведомство скрывало проблемы “Солнца Тугнуя”  и ни разу не обмолвилось  о том, что проект задержан на пару лет, остаётся на совести чиновников.  

В конце 2013 года минсельхоз всё - таки подал иск в суд, и затребовал ни много ни мало, возвращения всей суммы  выданной субсидии, а это почти 80 миллионов рублей. Согласно договору, невыполнение любого из  прописанных индикаторов по урожаю давало  министерству возможность без лишних хлопот вернуть себе все деньги, что само по себе абсурдно, ведь министерство не покупает  и не реализует огурцы,  а развивает отрасль.

Тем не менее,  судебное разбирательство имело место, и, несмотря на условия договора, “Солнце Тугнуя” отстояло свою субсидию. Всё просто, компания смогла доказать, почему в 2011 и в 2012 году не было урожая.  Оказывается, во всём виновата стихия.   Как объяснили растениеводы, в первый год  летом в Тугнуе был ливень, который смыл все  саженцы, а в апреле 2012 года шквалистым ветром  снесло полтеплицы, саженцы опять погибли, но уже от холода. Конечно, все доказательства в виде справок были приложены. То есть мы теперь понимаем, что в Бурятии даже тепличное земледелие является крайне рискованным.

Мифическая теплица

Конечно мы не можем подвергать сомнению выводы арбитражного суда Бурятии, но если сопоставить факты, огурцов республика не дождалась скорее  всего по другим причинам, нежели из-за капризов природы. Судя по материалам другого дела, до 2013 - го года  теплицы как таковой не было вообще, и это многое объясняет.

И.о. министра сельского хозяйства Михаил Костриков в теплице «Солнце Тугнуя». Зима 2014 года.

В начале 2011 года ООО “Солнце Тугнуя”  оплатило около 10 миллионов рублей по двум договорам подряда, 2 и 8 миллионов соответственно,  некому  РСУ “Могойтуйский” за строительство тепличного комплекса.  Согласно документам, первые два миллиона были освоены  чисто, все закрывающие документы, акты выполненных работ и т.д. подписаны обеими стронами. А вот  за оставшиеся восемь миллионов фирмы судились вплоть до августа   2014 года и дошли с этим делом до федерального арбитражного суда восточно- сибирского округа. Дело в том, что “Солнце Тугнуя” подписало акты и оплатило работы РСУ до их фактического завершения, а РСУ “Могойтуйский” не смог их выполнить  ввиду тяжёлого финансового положения, видимо, закрывая гонораром свои старые долги. То есть теплица в это время построена не была. И только к  концу 2014 года стало известно о том, что стороны пришли к мировому соглашению,  подрядчик, спустя три года, всё - таки выполнил работу.

Крысы бегут с корабля

Казалось бы огуречные злоключения на этом закончатся, но не тут - то было. Видимо, чувствуя  приближающийся ураган в виде  прокуратуры и следственного комитета, один из учредителей Гарма Бадмаев осенью этого года попытался выйти из бизнеса. Но выходить с пустыми руками он не хотел, поэтому попросил суд посчитать причитающуюся ему долю,  с поправкой на новое приобретение ООО “Солнце Тугнуя” - новый тепличный комплекс стоимостью почти 100 миллионов рублей. Напомним, что уставной капитал общества составляет 500 тысяч рублей, 51% долей владеет некий Лев Поломошнов, 24% у директора Александра Баранова и 25% у истца Бадмаева. Суд пришёл к мнению, что числящийся на балансе общества тепличный комплекс является объектом незавершённого строительства, но не имеет при этом регистрации в реестре прав на недвижимое имущество. То есть фактически никому не принадлежит, соответственно, не подлежит разделу.

Забавная получается ситуация, не правда ли?  Об огурцах, похоже, здесь думали в последнюю очередь. А сейчас минсельхоз, как основной кредитор этого проекта, к сожалению,“просохатил” все возможности. Министерство не сможет  подать повторный иск по возврату субсидии, так как не пошло до конца в своё время, также оно не сможет подать на банкротство и вернуть деньги хотя бы натурой, не говоря уже про проект с огурцами для Бурятии.  А вот товарищи из “Солнца Тугнуя”, та часть, которая не сидит в СИЗО, вполне могут оформить  права на незавершённое строительство, продать его и разбежаться, чтобы вновь собраться для очередного удивительного проекта с государственным участием.