Столица Бурятии снова задыхается

 
Улан-Удэ медленно, но верно идет по пути Улан-Батора, где проблема задымленности была признана национальным бедствием.

 

С приходом холодов в Улан-Удэ вновь остро встал вопрос чистоты воздуха. Дым от десятков тысяч печных труб пригорода каждое утро сливается в одно сплошное серое облако, которое не развеивается даже к обеду. Это улан-удэнский смог. Не такой знаменитый, как улан-баторский, который вывел столицу соседней Монголии в мировые лидеры по загрязненности воздуха, однако, не менее опасный.

Проблема смога в Улан-Удэ актуальна с начала нулевых годов, однако, кроме рекомендаций Роспотребнадзора при большой задымленности сидеть дома и носить марлевые повязки, никаких мер не принимается. Больше разговоров о том, кто виноват. А вот, что делать, такого вопроса вообще не стоит.

Для начала, в Улан-Удэ, который уже является одним из самых загрязненных по воздуху в России, нет нормальной методики исследования. Например, жители обращаются в Роспотребнадзор с жалобами на дым, часто это те самые люди, которые живут в частном секторе и сами же отравляют свой воздух. Роспотребнадзор бодро отчитывается о нормальных показателях воздуха в тот момент, когда в Иволгинской долине уже нечем дышать. Например, 26 октября содержание в атмосферном воздухе примесей по данным ведомства не превышало “значений максимально разовых предельно допустимых концентраций и составляло по взвешенным веществам от 0,5 до 0,8 ПДК, диоксиду азота от 0,1 до 0,5 ПДК, оксиду углерода от 0,2 до 0,4 ПДК.

При этом еще в 2013 году еженедельник «Номер один» сообщал, что данные Роспотребнадзора не совсем точно определяют состояние воздуха в Улан-Удэ. Потому, что основные контрольные точки для взятия проб находятся в пределах «старого города»: маршрутные посты расположены на территориях с наибольшей плотностью населения. Пост № 1 расположен возле школы № 3 (ул. Советская, 43), № 2 - в п. Кирзавод, № 3 - в п. Загорск, № 4 - возле школы № 49 (пр. Строителей), № 5 - возле школы № 17 (ул. Ключевская, 20 квартал), № 6 - п. Силикатный. То есть воздух непосредственно там, где он не очень чистый, фактически не проверяется.

Также немаловажно, что в структурах минздрава и администрации города Улан-Удэ логически не связывают возросшее влияние смога на население и увеличение заболеваемости онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями.

Тем временем в Улан-Баторе этот факт официально признают. Как сообщает ИА Regnum, доктор Канадского университета им. Саймона Фрейзера Райн Аллен неоднократно изучал влияние атмосферного загрязнения Улан-Батора на здоровье населения. По данным исследования, проведенного в 2011 году, в ближайшем будущем загрязнение воздуха станет причиной смерти каждого десятого жителя столицы Монголии. Также по данным доктора Райна Аллена, смог является одной из причин заболеваемости новорожденных. Монгольские исследователи пришли к схожим выводам: густой смог Улан-Батора становится причиной 9,2% преждевременных смертей, 24,1% заболеваний дыхательных путей у детей и 39,9% случаев рака легких.

В принципе, можно допустить, что пусть и в меньших масштабах, но ситуация в Бурятии структурно такая же. Но в отличии от Улан-Удэ, чьи власти предпочитают не замечать проблемы, в Улан-Баторе развернулась полномасштабная кампания борьбы со смогом.

И в Улан-Удэ и в Улан-Баторе истоки проблемы схожи: высокие темпы внутренней миграции населения, централизация благ цивилизации и экономических возможностей в одном городе, бедность населения, относительная к стоимости благоустроенного жилья, коррупция и бесконтрольный оборот земель. Все это привело к тому, что неблагоустроенные пригороды столиц, которые можно назвать монгольскими фавелами, разрослись до неимоверных размеров.

Например, в “юрточных поселках” Улан-Батора по данным монгольских властей проживает около 60%  всего населения города. В Улан-Удэ эта цифра значительно ниже, но все еще впереди. Социолог Анатолий Бреславский, который является едва ли не единственным бурятским ученым, который занимается изучением проблемы пригородов Улан-Удэ, считает, что внутренняя миграция в республике еще не закончена, люди продолжают и будут продолжать прибывать в столицу и пополнять пригороды.

В Бурятии только относительно недавно вообще признали проблему улан-удэнских пригородов и ту негативную нагрузку, которую они несут для всех жителей столицы. При этом в основном рассматривается проблема транспортной загруженности по этим направлениям, то есть пробок. Чистоту воздуха почему-то никто во власти проблемой не считает, поэтому и не занимается ею.

В то время как власти Монголии потратили более 56 миллионов долларов именно на борьбу за чистый воздух. Например, одним из важнейших решений правительства в начале 2017 года стало утверждение нулевого тарифа на электричество ночью, чтобы население пригородов могло хотя бы в это время суток не топить жилища углем. На эти цели только в 2017 году в бюджете дополнительно были заложены 2 миллиона долларов.

«Сегодня столица стал самым загрязненным городом в мире. Из-за критического загрязнения воздуха Улан-Батор становится городом без будущего. Поэтому для исправления такой плачевной ситуации нам всем необходимо инициативно работать», - подчеркнул в начале года прежний президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж.

Кроме этого, монгольские власти не боятся идти и на непопулярные меры, ограничивая миграцию населения в столицу, а также продажу угольных печей в магазинах города. Свои действия власти объясняют крайней необходимостью, так как проблема давно переросла масштабы национального бедствия.

Конечно, у многих жителей такие решения вызывают протест. Многие обвиняют власти в нарушении Конституции, по которой каждый житель Монголии имеет право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны.

В ответ на критику, власти заявляют, что решение об ограничении внутренней миграции уже одобрено Национальным советом безопасности. А каждый гражданин Монголии имеет также право жить в здоровой и безопасной среде, в связи с чем нельзя более увеличивать количество печных дымоходов в столице.

Жителям уже существующих в Улан-Баторе юрточных районов будет предложено вернуться в родные поселки. Мэр столицы пообещал, что в провинции власти помогут вернувшимся с жильем и работой.

 Как сообщает ИА Regnum, другая острая проблема столицы Монголии, связанная с быстро растущими пригородами — дорожные пробки. Автодорожная сеть Улан-Батора была распланирована еще в 1975 году. Тогда предполагалось, что в городе будут жить не более 400 тысяч человек, а по дорогам будут передвигаться не более 10 тысяч автомобилей. И это является еще одним подтверждением тому насколько схожие проблемы у нас и у монголов.

Однако в отличии от властей Улан-Удэ, которые зациклились на строительстве третьего моста через Селенгу, дорогостоящего и практически нереализуемого в ближайшем будущем проекта, власти Улан-Батора находят и воплощают в жизнь интересные идеи, которые действительно помогают.

Для уменьшения автодорожных пробок городская администрация предприняла нескольких мер. Одной из них является ограничение передвижения транспортных средств. С 2014 года в Улан-Баторе машины могут передвигаться по городу в будни по очереди, в зависимости от данных, указанных на госномерах. Также на дорогах столицы появились выделенные полосы для общественного транспорта.

Администрация города надеется, что горожане будут постепенно отказываться от поездок на личных автомобилях, которые вынужденно часами простаивают в пробках.

 

Евгения Балтатарова, «Центральная газета»